Программное содержание:
- Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле.
- Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошник, оборки и прочее).
- Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
- Продолжать учить детей круговыми движениями ладоней раскатывать пластилин в шар.
- Закреплять умение скатывать «колбаску» и расплющивать его кончиками пальцев, по краю наносить «узор» с помощью пальчика; украшать изделие.
- Развивать эстетическое восприятие от аккуратно выполненной работы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать и активизировать разговорную речь детей; развивать умение отвечать на вопросы.
Направление: Художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
- Наглядные: дымковская барышня, иллюстрации с изображением дымковской игрушки, показ приемов лепки.
- Словесные: беседа, ситуативный разговор, уточнение приёмов выполнения, вопросы к детям, поощрения.
- Практические: подбор материала для лепки, лепка игрушки.
- Игровые: пальчиковая игра, физминутка.
Материал: дымковские барышни, иллюстрации с изображением дымковской барышни, пластилин, отрезанная верхняя часть от пластиковой бутылки, доска, салфетки.
Предварительная работа:
Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассмотреть варианты выполнения дымковских барышень (одежду, украшения, головные уборы, оборка и т. п.), рассматривание иллюстраций в детских книгах, художественных открыток, альбомов с изображением дымковской игрушки. Чтение потешек.
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
- Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку. Пойдем?
(Да, пойдем)
На мольберте висят иллюстрации дымковских барышень, на полочке стоят фигурки дымковской игрушки, вылепленной из глины.
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
- Ребята, о ком это стихотворение?
(О дымковской игрушке)
- Посмотрите, какие красавицы! А все ли барышни одинаковые?
(Нет. Одна с зонтиком, другая с ведрами, а эта с детьми)
Воспитатель предлагает рассмотреть Дымковскую барышню
- Как она одета?
(Красивая юбка, на голове шляпа)
- Это богатая барышня.
- Что можно рассказать об этой игрушке?
(У нее на руках малыш, на голове шапочка.)
- Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.
Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки..
- Посмотрите, что у меня есть (показываю пластиковую заготовку). На что она похожа?
(На юбку дымковской барышни)
- Я предлагаю вам изготовить дымковскую барышню. Согласны?
(Да)
- Присаживайтесь за столы. Перед вами на подносах лежит заготовка юбки и кусочки пластилина разного размера и цвета. Нам нужно будет вылепить голову и руки барышне. Сначала мы слепим голову. Какой кусок пластилина возьмем?
(Самый большой)
Голова, какой формы?
(Круглой, шар)
Как будем ее лепить? Какими движениями?
(Дети показывают, круговые движения)
- Теперь нам надо прикрепить голову к туловищу.
Воспитатель показывает, как прикрепить заготовку, напоминает приемы примазывания.
- Голова готова. Теперь будем лепить руки. Сколько рук у барышни?
(Две)
- А кусок пластилина один. Что надо сделать?
(Разделить пополам, на две части)
- Как мы будем лепить руки? Какой они формы? На что похожи?
(руки похожи на «колбаски», показывают раскатывание пластилина прямыми движениями рук)
- Что теперь нужно сделать?
(Прикрепить руки к туловищу)
- Посмотрите, у нас получилась куколка. Но чего-то не хватает. Как выдумаете, чего не хватает?
(Головного убора: корона, шляпка, глаза, ротик)
- Конечно. Сделаем куколке лицо, шляпку, фартучек, воротничек.
- А теперь, вы слепите своих барышень. Но сначала, мы разомнем пальчики, чтобы они лепили, не ленились:
Есть у нас игрушки: (Хлопки) Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки) Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы) Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев) Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой) Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Дети приступают к работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, корректирует действия, подсказывает, советует.
- Какие красивые барышни у вас получились! Но мне кажется, они немного грустные. Чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?
(Узоров на юбке, рюшечек, фартучка)
- Давайте, украсим наших барышень. Согласны?
(Согласны)
- На ваших подносах лежат разноцветные кусочки пластилина. Вы можете использовать их для того, чтобы украсить наряд куклы.
- А теперь, давайте поставим ваших дымковских барышень в хоровод и полюбуемся, какие они получились гордые, важные, веселые.
Девица в венце, Румянец на лице, Собой хороша, Стоит не дыша.
(Э. Котляр)
-Этот хоровод мы поставим в раздевалке, чтобы ваши мамы, папы, бабушки и дедушки смогли тоже полюбоваться вашими красавицами.
|