Людмила Соломеина
Открытое занятие по художественному творчеству «Украшение фартуков дымковской росписью»
Цели и задачи:
Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из кругов, колец, точек, черточек. Рисовать узор на силуэте фартука дымковской барышни.
Учить рисовать концом кисти черточки; точки – приемом тычка; всей кистью – круги, кольца.
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета; умение использовать в дымковской росписи яркие, сочные цвета красок: красный, зеленый, синий, желтый.
Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству.
Создать интерес к дымковской игрушке.
Активизировать в речи слова и выражения: барышня, фартук, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура, горизонтальные черточки.
Предшествующая работа:
- рассматривание дымковских глиняных игрушек, иллюстрации с их изображением, альбом «Дымка»
- роспись на бумаги силуэтов дымковских лошадок, собачек
- лепка утки с утятами
- беседа о технике изготовления дымковских игрушек
- самостоятельная работа в уголке художественного творчества.
Материал к занятию:
- Заранее вырезанные воспитателем фартуки.
- Иллюстрации с дымковской росписью.
- Иллюстрации с силуэтами дымковских барышень с белыми фартуками
- мольберт
- гуашь, кисточки для рисования.
Организация и методика проведения:
Дети сидят полукругом. Входит дымковская барышня.
- Здравствуйте, ребята!
- Как вы думаете, кто я! (дымковская барышня)
- В каком селе я живу? (в селе Дымково)
- А кто делает дымковских барышень, как я? (народные умельцы)
- Ребята, я по вашим внимательным глазам вижу, что вы знаете, как народные умельцы лепят и расписывают дымковские игрушки. Знаете? (да)
Давайте вместе с вами расскажем сказку. Я начну, а вы мне помогайте:
- «Давным-давно, далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село …» (Дымково). Жили-были в нем народные (умельцы). Народные мастера любили свое дело, лепили из глины красивые и веселые игрушки. Какие игрушки лепили? (дети перечисляют названия игрушек: козлик, барашек, лошадка, барышня-водоноска). А вот они спрятались, посмотрите! (открывается волшебный экран-фланелеграф, среди игрушек барышни-образцы). Какие еще игрушки не назвали? (ответы детей). Нравятся вам эти игрушки? Какие они? (яркие, красивые, нарядные, красочные). В сказке бывают чудеса, кто расскажет стихотворение про игрушку, то она «оживет». (дети читают стихи о лошадке, барышне-няне, козлике, барышне-водоноске) Из сундучка появляется на подносе объемная игрушка.
Сказка сказывается, а дело делается.
- Из чего лепили игрушки? (лепили из глины)
- Какого цвета использовали глину? (глину красного цвета)
- После лепки фигурки, что делали? (сушили при комнатной температуре)
- А потом? (ставили в печь для обжига, при высокой температуре)
- Что же было после обжига? (белили белой краской и расписывали)
- Чем расписывали дымковские игрушки? (цветным узором)
- Какие использовали краски? (яркие, красную, синюю, зеленую, желтую)
- Посмотрите, какие элементы использовали умельцы? Показ на образцы росписи. (кружочки, кольца, точки, черточки)
Барышня показывает на листе бумаги рисование кружочков, колец, точек совместно с объяснениями детьми, как рисовать.
- Скажите, узор расписан одним цветом? (разными цветами)
- Молодцы, ребята, помогли мне рассказать сказку о дымковских игрушках. А в сказках бывают песни и хороводы.
Физкультминутка:
Хоровод «Сударушка» (под русскую народную мелодию)
- Посмотрите, а вас дожидаются мои подружки в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (фартук без узора)
- Сейчас я вас превращу в народных умельцев, и вы распишите фартуки моим подружкам.
Барышня говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс»
- Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте фартуки знакомым узором.
Барышня проводит индивидуальную работу: С чего ты начнешь рисовать?
Какой выберешь цвет кружочков? Как будешь рисовать колечки? С какого места начнешь рисовать кружочки? и т. д.
Самостоятельная деятельность детей. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.
По окончанию росписи, предлагается посмотреть на все работы.
Барышня: «Спасибо вам, ребята, как красиво, аккуратно украсили фартуки моим подружкам. Правильно выбрали цвет краски, элементы росписи.
- как называется узор на фартуке? (дымковский узор)
- Молодцы, ребята. Я обязательно к вам приду ещё со своими дымковскими друзьями.
|