Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка).
Задачи:
Обучающая: расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка).
Развивающая: развивать умение детей замечать характерные особенности дымковской игрушки.
Речевая: уметь называть элементы дымковской росписи и названия цветов, которые используют для росписи дымковских игрушек.
Техническая: продолжать развивать умение детей рисовать ватными палочками в технике – пуантилизм.
Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству.
Словарная работа: «Дымково», «дымковские», элементы росписи «точка», «кольцо», «клетка», «прямая линия», «волнистая линия», цвета росписи «красный», «жёлтый», «зелёный», «синий», «чёрный».
Материал: гуашь (чёрная, жёлтая, красная, синяя, зелёная), кисти №1, ватные палочки, баночки с водой, подставки для кисточек, силуэты дымковских коней, дымковские игрушки, салфетки, подносы на каждого ребёнка, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи, разрезные карточки для дид/игры «Собери узор».
Предварительная работа: рассматривание игрушек и иллюстраций дымковских игрушек, рассказ воспитателя о дымковских игрушках, рисование элементов росписи, просмотр слайд-шоу «Дымковская роспись», отгадывание загадок на тему «Дымковские игрушки», чтение сказок про дымковские игрушки.
Интеграция образовательной деятельности:
Образовательная область: «Речевое развитие» (Связная речь).
- развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (Декоративное рисование).
- формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята и дорогие гости, я очень рада видеть вас сегодня.
Эмоциональный настрой.
(дети становятся в круг)
Собрались все детки в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель в народном костюме: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
(на машине, на корабле, на паровозе, на самолете и т.д.)
-Предлагаю отправиться в путешествие на лодке.
- А пока мы будем плыть, я вам расскажу удивительную историю.
Воспитатель приглашает детей пройти и сесть в лодку, звучит тихая спокойная музыка.
Воспитатель начинает рассказывать историю и сопровождает рассказ слайдами.
На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок из труб.
От того и назвали деревню Дымково. Там русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень., раз деревня Дымково, то и игрушки назвали – дымковскими.
Дети выходят из лодки.
Воспитатель: — Ребята, вот и добрались мы с вами до села Дымково
и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.
Дети подходят к дымковским игрушкам
- Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Эти вещи радуют нас своей красотой.
- А вам знакомы эти игрушки? (ответы детей)
- Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие?
Дети: дымковские.
Воспитатель: правильно. А почему их так назвали?
Дети: потому что их сделали в селе Дымково.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие элементы росписи использовали мастера для игрушки? (прямая линия, волнистая линия, точки, кольцо, клетка).
Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?
(красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).
- Ребята, но что-то совсем мало игрушек на ярмарке. Что же случилось, как оказалось так, что так мало игрушек на ярмарке?
- Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера и спросим, почему так мало игрушек на ярмарке.
(Подходят к дому стучат. Выходит дед Тихон.)
Дед Тихон: — Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали?
- Кто такие?
(дети рассказывают)
Воспитатель: Мы приплыли в село, чтобы побольше узнать о народном промысле дымковская игрушка. Но когда пришли на ярмарку, увидели, что игрушек мало. Что же случилось, дедушка Тихон? Ты знаешь? И почему дедушка ты такой грустный?
Дед Тихон: Ох, ребята, я заболел и смог расписать только одну игрушку. А ярмарка уже началась. Мне нужно как можно больше расписать игрушек, чтобы поучаствовать в ярмарке, а я не успеваю. Что мне делать, не знаю.
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь дедушке Тихону? А как?
(Ответы детей: Мы можем расписать игрушки сами.)
Воспитатель: — Конечно, мы с вами можем сами стать мастерами и расписать дымковских лошадок, помочь дедушке Тихону и поучаствовать в ярмарке.
Дед Тихон: -Ребята, а вы знаете какими узорами можно расписывать дымковские игрушки? (-Да). Вот я сейчас и проверю: предлагаю поиграть со мною в игру, которая называется «Собери узор». На столе разложены картинки с изображением дымковских узоров, но эти картинки перемешались и вам нужно найти их половинки и соединить их. Справитесь? (-Да)
(Дедушка Тихон проводит игру «Собери узор»)
Воспитатель: -Ну вот видишь, дедушка, ребята справились.
А теперь, ребята, предлагаю пройти в нашу мастерскую. У каждого есть дымковская лошадка, но она белая и ещё не расписана дымковскими узорами.
Дедушка Тихон: Ребята, садитесь на свои места и посмотрите внимательно, как нужно правильно расписывать дымковскую лошадку, а я подожду вас в своём доме.
Воспитатель: Ребята, помните, мы раньше рассматривали с вами дымковские игрушки. Среди них были и лошадки.
-Посмотрите, пожалуйста, на эту лошадку. Из каких частей она состоит? (туловище, голова, грива, ножки, хвост). Что есть на ножках? (копыта) А каким цветом разукрашена грива, хвост и копытца? (черным). Правильно. Эти части дымковской лошадки мы будем раскрашивать чёрной краской.
- Ребята, посмотрите сначала как я буду раскрашивать гриву, хвост и копыта лошадки, а затем вы сами будете раскрашивать своих лошадок. Вспомним элементы рисования: Сначала намочим кисточку в воде и берем черную гуашь, постепенно раскрашиваем гриву, копыта, хвост. Потом промываем кисточку, вытираем о салфетку и кладём на подставку. Теперь можете взять кисти и приступать к работе. (Самостоятельная деятельность детей)
-Давайте немного отдохнём с вами и разомнём наши пальчики:
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали
Пусть немного отдохнут
Рисовать опять начнут
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем
-А теперь, давайте рассмотрим, какими узорами украшено туловище и ноги у лошадки? (точками и волнистой линией)
-Правильно. Посмотрите, внимательно, сначала я покажу, как это делать, намочу кисть в воде, убираю лишнюю воду с кисти, обмакиваю кисть в синюю краску и провожу волнистую линию горизонтально вдоль туловища. Затем промываю кисть и убираю на подставку. Затем беру ватную палочку, обмакиваю её в красную краску и между волнами ставлю точки, и убираю ватную палочку на салфетку. (самостоятельная деятельность детей)
Затем рисуем узор на передних ножках. Сначала берем кисть и намочим в воде, убираем лишнюю воду и обмакиваем кисть в баночку с синей краской. Рисуем волнистую линию сверху-вниз. Затем кисть промываем и убираем на поставку. Берём чистую ватную палочку и обмакиваем её в баночку с зелёной краской и ставим точки между волнами, сверху-вниз. Затем убираем ватную палочку на салфетку. (самостоятельная деятельность детей)
-И рисуем узор на задних ножках: сначала берем кисть и намочим в воде, убираем лишнюю воду и обмакиваем кисть в баночку с синей краской. Рисуем волнистую линию сверху-вниз. Затем кисть промываем и убираем на поставку. Берём чистую ватную палочку и обмакиваем её в баночку с жёлтой краской и ставим точки между волнами, сверху-вниз. Затем убираем ватную палочку на салфетку. (самостоятельная деятельность детей)
Самостоятельная работа детей проходит под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд. раб.)
Воспитатель: — Итак, наша дымковская лошадка готова. Ребята, давайте каждый возьмёт свою дымковскую лошадку и пройдём и покажем их дедушке Тихону.
-Дедушка Тихон, посмотри, наши ребята-мастера постарались и расписали дымковских лошадок и теперь ты сможешь участвовать в ярмарке. Посмотри, какие они все красивые, какие замечательные и яркие узоры на этих лошадках!
Готовые работы вывешивает воспитатель на мольберт — ярмарку, дети и Дед Тихон их рассматривают.
Дед Тихон:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера! (Благодарит и прощается с детьми).
Воспитатель: Ой, ребята, какие вы все молодцы, все справились с заданием и очень помогли Деду Тихону.
Но нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся на имитированную лодочку и возвращаются в группу) Ну как вам понравилось наше путешествие?
Подведение итогов:
Вопросы: А где мы сегодня были?
Кому помогали?
Что мы делали?
|