Руденко Ирина Викторовна. Конспект НОД «Народные умельцы Калужского края»

Конспект НОД «Народные умельцы Калужского края»

Подготовительная группа

Цель: расширять кругозор детей, способствовать пробуждению интереса к народным промыслам родного края; способствовать установлению связи между различными видами народного искусства: народными промыслами, музыкой, устным народным творчеством.

Задачи: формировать чувство сопричастности культурного наследия своего края, воспитывать уважение к труду народных мастеров – умельцев, патриотическую гордость за богатую народными талантами Калужскую область.

Предварительная работа: экскурсия в музей народно – прикладного искусства, проведение праздника «Проводы осени», разучивание хороводов, сочинение авторских стихов.

 

Скачать конспект

Ход НОД:

Под народную мелодию дети входят в зал оформленный под русскую избу.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня снова заглянули в русскую избу. Мне кажется, здесь кто то до нас похозяйничал (дети находят в избе Кузьму – чучело, изготовленное из соломы, в русской народной одежде). Да это же наш знакомый Кузьма! Вспомните, какой народный праздник мы недавно отмечали?

Дети: Праздник «Кузьмы и Демьяна»

Воспитатель: Как по другому называется этот праздник?

Дети: Проводы осени

Воспитатель: Этот праздник неспроста отмечают поздней осенью. Именно в конце осени люди завершают работы в полях и принимаются за рукоделие. Как вы думаете, что значит «Заниматься рукоделием»?

Дети: Вышивать, вязать, шить одежду, мастерить предметы быта, игрушки.

Воспитатель: А Кузьма и Демьян всегда помогают умельцам. Поэтому у мастеров и работа ладится. Сегодня мы Кузьму встретим так, как встречают на земле калужской дорогих гостей – «Величальной пестней».

Дети исполняют хороводную песню «А мы Кузю славим» (музыка и слова народные)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, Кузьма не с пустыми руками пришел, он принёс волшебный сундучок.

Воспитатель достаёт из сундучка кроссворд (смотри приложение 1), нарисованные на листе в форме глиняной игрушки.

Воспитатель: Ребята, помогут вам разгадать кроссворд подсказки, которые лежат в сундучке (по мере отгадывания кроссворда воспитатель на отдельном столе выкладывает изделия калужских мастеров: шкатулку, хлудневскую игрушку, образцы кружев).

После разгадывания кроссворда воспитатель предлагает детям прочесть ключевое слово «Труд».

Воспитатель: Как вы думаете, почему Кузьма спрятал именно это слово в своём кроссворде?

Дети: Он любил трудовой народ, он помогал людям в делах

Воспитатель: Вы правильно догадались, не любили братья Кузьма и Демьян безделье, а уважали людей рукоделия. Народ на калужской земле издавна любит трудиться и эти изделия из сундучка Кузьмы сделаны руками калужских мастеров.

Дети под спокойную музыку рассматривают мини – выставку.

Воспитатель: Ребята, мне Кузьма сказал, что в сундучке есть что то интересное для нас.

Из сундучка воспитатель достаёт книжку – самоделку «Промыслы земли калужской», изготовленную из фотографий, на которых дети видят работы мастеров: роспись шкатулок, кружевоплетение, изготовление глиняных игрушек. Воспитатель показывает детям фотографию, демонстрирует шкатулку и рассказывает: на калужской земле изготавливают шкатулки не очень давно, мастерили их из папье – маше, шкатулки обрабатывают для прочности и наносят рисунки: сказочные персонажи, портреты, узоры.

Воспитатель: Ребята, хотите превратиться в чудо – мастеров, которые расписывают шкатулки?

Воспитатель предлагает оживить картинку. Дидактическая игра «Оживи картинку». Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.

Краски яркие возьмём,

И рисунок нанесём

Появился теремок

И из сказки колобок

Вот какой у нас ларец

Ай, да мастер молодец!

Воспитатель демонстрирует следующую картинку и рассказывает о кружевоплетении: издавна любили на калужской земле вышивать кружева, плели крестьяне из льна кружева, сплетали узоры, цветочные рисунки. Работа требовала от мастериц усидчивости, ловкости и внимания. Она занимала много времени, поэтому работали мастерицы всю долгую зиму.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в чудо – мастериц?

Дидактическая игра «Оживи картинку». Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.

Вот так чудо – мастера,

Наплели нам кружева

Полюбуйся, посмотри,

Как цветы в узор вплели

В руки нитки мы возьмём

И такие же сплетём.

Воспитатель: Дети, а вы любите лепить? Из чего вы лепили?

Дети: Из снега, песка, пластилина, глины

Воспитатель: Из глины получаются самые прочные изделия. Как вы думаете, что можно мастерить из глины?

Дети: Миски, горшки, игрушки

Воспитатель: Игрушки нельзя использовать в хозяйстве, так зачем же они были нужны?

Дети: Их лепили для детей, они всегда веселили и радовали, поднимали настроение.

Воспитатель показывает детям фотографию, демонстрирует игрушки и начинает рассказ о хлудневских мастерах.

Воспитатель: Хлудневская игрушка родилась в Калужской области в селе Хлуднево (рассказ сопровождается показом слайдов). Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы. За песнями, разговорами, лепили они свистульки, фигурки животных и людей. Использовали в работе особую глину – синюю. Замешивали, долго долго мяли, когда она становилась мягкой, ласковые и тёплые руки мастерицы лепили игрушки. Готовые фигурки сушили на солнышке и обжигали, что бы были прочными. Во время обжига происходило волшебное превращение, фигурка из тёмной превращалась в бело — розовую. И теперь можно было её расписывать. Хлудневские мастера использовали 4 цвета, посмотрите и сами их назовите.

Дети: Красный, желтый, синий, зелёный.

Воспитатель: У каждого цвета своё значение: красный – цвет земли, желтый – цвет солнца, синий – цвет воздуха, зелёный – цвет новой жизни. Расписывалась не вся игрушка, а её детали: ушки, хохолки, крылья, хвостики. Ребята, посмотрите, а вам нравятся такие игрушки? Чем?

Дети: Игрушки весёлые, яркие, добрые, с ними можно поиграть, их приятно взять в руки.

Воспитатель: Хотите превратиться в таких же умельцев?

Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.

Ловко глину замесили

И игрушки налепили

Их раскрасим, а потом

С ними спляшем и споём.

Воспитатель достаёт из сундучка трафареты хлудневских игрушек: фигурки животных и людей. Предлагает попробовать их расписать на манер хлудневских мастеров (если есть возможность можно предложить детям не расписанные глиняные игрушки).

Воспитатель: Как же можно «оживить» эти игрушки?

Дети: Раскрасить, нанести узор

Под спокойную музыку дети приступают к работе. С помощью воспитателя наносят элементы хлудневской росписи. По окончании работы воспитатель предлагает организовать выставку.

Воспитатель: Вы очень старались, игрушки получились весёлыми, нарядными, они очень понравились Кузьме. Спасибо Кузьма, что помог нам узнать много нового и интересного о народных промыслах нашего края. Мастеровые люди всегда были на земле калужской, трудятся они и сейчас. Изделия изготовленные их руками доставляют людям радость. Кузьма благодарит вас и обещает подарить эти игрушки всем мастерам и мастерицам, тоесть вам ребята. Песней мы Кузьму встретили, а хороводом проводим.

Дети водят хоровод «Ты прощай наш Кузюшка». (музыка и слова народные).

Воспитатель: Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? С какими промыслами вы познакомились?

Воспитатель обобщает ответы детей. Мы сегодня узнали много нового о народных промыслах калужской области. Думаю, что из вас вырастут хорошие мастера и где бы вы не трудились, когда станете взрослыми, всегда вкладывайте в свой труд душу, старания и умения.

Просмотров: 496
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Валентина Ивановна Пронина. Эссе 'Воспитатель о профессии воспитателя'
  • Гумерова Людмила Викторовна. Эссе «Мое призвание – воспитатель»
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Исаева Ольга Сергеевна. Дисциплина «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)» Теоретического обучения Специальный курс
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»
  • Попова Ольга Анатольевна. Эссе 'Моя профессия – воспитатель'
  • Кузнецова Светлана Владимировна. Стихотворение «Призвание-воспитатель»
  • Клевко Анна Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Эссе «Моя профессия – воспитатель!»
  • Нимаева Дарима Гармаевна. Презентация 'Профессия воспитатель'
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь