Карпушева Наталья Николаевна,воспитатель первой квалификационной категории г. Красноярск муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 316»
Актуальность
Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Скачать конспект
Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Заучивание стихотворений различными приёмами – одно из средств умственного развития: развитие связной речи, активизации словаря, памяти, мышления, внимания. А подключение родителей в совместную деятельность (педагог-родитель-ребёнок), позволит семье не только наблюдать за развитием личности ребёнка, но и быть активными субъектами этого процесса.
Цель, ЗАДАЧИ
способствовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через освоение способов быстрого запоминания стихов с привлечением семьи
- освоить различные способы запоминания, навыки кодирования стихотворения по принципу от простого к сложному: совместно с взрослым, по шаблону, по своей схеме
- развивать произвольную память используя навыки быстрого запоминания
- воспитывать инициативу и сотрудничество между участниками проекта в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.
Для реализации работы были разработаны следующие направления:
- разработка тематического плана проекта
- подбор и ознакомление с методиками заучивания стихов
- разработка мероприятий
- организация взаимодействия с родителями (консультация, мастер-класс и др.)
- разработка совместного семейного клуба «Умники и Умницы»
Вид проекта: семейный, групповой, долгосрочный.
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: 2-3 месяца.
Режим работы: на занятиях, вне занятий, дома.
Итог реализации проекта: открытие семейного клуба «Умники и Умницы».
Этапы проекта
1 этап — предварительный:
- изучение и анализ литературы по данной проблеме
- определение актуальности, проблемы, цели проекта
- разработка тематического плана, конспекта НОД
- анкетирование родителей «Сотрудничество»
- статьи и консультации в папке для родителей (познавательное развитие, игры в семье и т.п.)
- мониторинг детей (диагностика психолога)
2этап – основной:
- реализация тематического плана работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей
- консультации для родителей «Играем, уча!», мастер-класс по быстрому заучиванию стихотворения разными способами
3этап – заключительный:
- выставка схем стихотворений (фото) детей и родителей
- совместная игра с родителями в клубе «Умники и Умницы»
Этапы работы построения заучивания стихотворения от простого к сложному
Ввод игры «Заучивание стихотворение руками»
Закрепление принципа игры
Включение в самостоятельную деятельность
Декламирование стихов с движением как разминка, физкультминутка
Ввод шаблона с символами
Придумывание своих символов на заданное стихотворение
Презентация «Выразительное чтение стихов» по своим схемам со знаками, символами на своё, подобранное родителями, стихотворение и на ранее изученные
игра «Заучиваем стихотворение руками»
- Взрослый читает стихотворение
- Затем читает ещё раз и одновременно выполняет движения
- Потом читает еще раз и показывает его вместе с детьми
- Отработывается шаблон
- Когда дети закрепили шаблон, понимание принципа игры, поощряется на других стихотворениях выдумывание движений
- Побуждение детей к самостоятельной игре.
заучивания по алгоритму схемы
- Выразительное чтение стихотворения взрослым
- Постановка проблемы «А как быстро выучить иначе?»
- Мозговой – штурм, обсуждение с детьми
- Повторное чтение
- Обсуждение с детьми содержания
- Чтение каждой строчки с обсуждением с опорой на заготовленный шаблон знаков, символов
- Повторное чтение с опорой на шаблон взрослым
- Декламирование стихотворения по желанию ребёнком с опорой на шаблон.
Усложнение:
- обсуждение с детьми, какие зрительные знаки можно нарисовать к стихотворению
- придумывание детьми своих знаков
- работа в блокнотах по зарисовке схемы опорных знаков, символов
- побуждение вести блокнот «Стихов»
|