(с использованием технологии мнемотехника)
Автор: Дмитриева Наталья Григорьевна Должность и место работы: воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад № 89 «Бригантина» Красносельского района г. Санкт – Петербурга
Скачать конспект
Тема занятия: Заучивание наизусть стихотворения М. Бородицкой «Щи – талочка»
Цель занятия: научить детей запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу;
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представлений об овощах
- расширение представлений детей о социально – бытовых условиях жизни человека (приготовление обеда)
- формирование умения логически рассуждать, разбирая символы мнемотаблицы и опорные сигналы
Развивающие:
- развитие связной речи – умения строить сложно – подчиненные предложения по форме: «Я думаю, что…»
- развитие зрительной и слуховой памяти
- расширение словарного запаса детей по теме — фрукты, овощи
Воспитывающие:
- воспитание умения слушать товарища, не мешая и не перебивая его во время рассказывания стихотворения
Материалы и оборудование:
Для педагога:
- муляжи овощей и фруктов
- демонстрационные картинки с изображением овощей и фруктов (обязательно – картофель, капуста, морковь, лук, петрушка)
- картинки – иллюстрации с изображением огорода и фруктового сада
- демонстрационные карточки с опорными сигналами для характеристики овощей
- мнемотаблица к стихотворению
- игрушка Незнайка
Для детей:
- раздаточные карточки с изображением овощей и фруктов по количеству детей
Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, знакомство с альбомами «Сад», «Огород»; чтение Ю. Тувим «Овощи»; продуктивная деятельность по теме;
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приход Незнайки. Д/у «Поможем Незнайке»
Дети сидят на ковре перед воспитателем. Воспитатель сообщает, что к ним в гости обещал прийти Незнайка. Выясняют с детьми, что это за герой. Появляется Незнайка. Здоровается с ребятами и говорит, что собрался приготовить обед: хочет сварить суп, который называется – щи. Только вот он не знает, что для этого нужно. Вместе с ребятами выясняют, что для приготовления этого блюда необходимо взять овощи. Но какие? Незнайка хвастает, что он все понял! И теперь знает, что нужно купить в магазине, чтобы сварить щи.
Воспитатель предлагает Незнайке назвать, что же он собирается купить?
Д/у «Поможем Незнайке». – (упражнение проводится по принципу игры «Что лишнее?»)
Варианты выбора:
- картофель, морковь, лук, яблоко
- капуста, картофель, лук, груша
- капуста, картофель, морковь, виноград
Незнайка называет набор продуктов. Дети исправляют ошибки, выделяя характерные признаки овощей. Овощи – это то, что растет на грядке!
Наконец, Незнайка называет правильный набор овощей: картофель, капуста, лук, морковь. Он готов их купить, но как они выглядят, не знает!
2. Основная часть.
Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке купить нужные овощи и рассказать о них с помощью картинок – подсказок.
А. Д/У «Расскажи, какие…»
На доске с помощью опорных сигналов воспитатель отмечает характерные признаки овощей, дети должны их назвать и определить, о каком овоще идет речь.
маленькая треугольная оранжевая сладкая
Ответ ребенка: маленькая, треугольная по форме, оранжевого цвета, сладкая на вкус – это морковь.
Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением моркови.
большая круглая зеленая сладкая
Ответ ребенка: большая, круглая по форме, зеленого цвета, сладкая на вкус – это капуста.
Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением капусты.
Маленькая округлая светло-коричневая не имеет вкуса
Ответ ребенка: маленькая, округлая по форме, светло- коричневого цвета, не имеет вкуса – это картошка
Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением картофеля.
Маленький круглый светло – желтый горький
Ответ ребенка: маленький, круглый по форме, желтоватого цвета, горький на вкус – это лук.
Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением репчатого лука.
Незнайка благодарит детей, говорит, что теперь он знает, как выглядят овощи, которые ему нужно купить для приготовления щей.
Б. Динамическая пауза: — подвижная игра «Во саду ли, в огороде…»
Воспитатель предлагает Незнайке отправляться за покупкой, а ребятам немного отдохнуть. Объясняет правила игры: каждый ребенок должен взять себе любую из карточек, лежащих на столе. Внимательно посмотреть, что там изображено. Однажды овощи и фрукты решили вместе повеселиться и покинули место, где они живут. Вспоминают, где растут овощи – на грядке (воспитатель показывает картинку с изображением огорода); где растут фрукты (показывает картинку с изображением фруктового сада). «Овощи и фрукты» вместе танцуют, прыгают, веселятся, но на слова: «Сторож идет!» — должны найти место, где они растут. Картинки с изображением сада и огорода стоят на стульчиках, дети должны встать за стульчик с соответствующей картинкой. Игра проводится 3 – 4 раза. Каждый раз дети обменивают свои карточки.
В.Рассматривание и разбор мнемотаблицы к стихотворению.
Незнайка возвращается с покупками. Выкладывает на стол овощи (муляжи), которые он купил для приготовления щей. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность «купленных» овощей, хвалит Незнайку, обращает внимание на лист бумаги в корзинке. Незнайка сообщает детям, что получил письмо от Мальвины, в котором она рассказывает, как нужно варить суп под названием – щи. Но он ничего не понял из ее письма, просит детей помочь и показывает мнемотаблицу.
Дети вместе с детьми разбирают мнемотаблицу. Рассуждают, что изображено на каждой карточке, что с этим делают, для чего это нужно. Например: на первых двух картинках нарисованы нож и овощи. Дети отвечают на вопросы воспитателя: что это, что можно делать ножом, о чем говорят эти картинки – в итоге рассуждений: овощи можно чистить ножом. Рассматривая карточки таблицы, воспитатель добивается от детей ответа, начинающегося словами: «Я думаю, что…».
Результаты рассуждения детей:
Картинка №1 — «Я думаю, что это нож, им можно резать, крошить, чистить…»
Картинка №2 – «Я думаю, что это нарисованы овощи…»
Картинка № 3 – «Я думаю, что это нарисован знак вопроса, его рисуют, когда надо о чем – то спросить…»
Картинка № 4 – «Я думаю, что здесь нарисовано три картошки…»
Картинка № 5 – «Я думаю, что здесь нарисовано 2 морковки…»
Картинка № 6 – «Я думаю, что здесь нарисован лук, одна головка и еще половинка…»
Картинка № 7 – «Я думаю, что здесь нарисован кочан капусты…»
Картинка № 8 – «Я думаю, что здесь нарисованы листики какого — нибудь овоща…»
Картинка № 9 – «Я думаю, что на этой картинке нарисована капуста в кастрюле…»
Картинка №10 – «Я думаю, что здесь нарисованы цифры. Можно считать…»
Картинка № 11 – «Я думаю, что здесь нарисовано, как горит газ…»
Картинка № 12 — «Я думаю, что здесь нарисована кочерыжка и знак «нельзя» …»
Г. Чтение стихотворения воспитателем.
Воспитатель предлагает послушать Незнайку и детей, что в своем письме написала Мальвина. Читает стихотворение:
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Лука полторы головки,
Да капусты кочешок,
Да петрушки корешок!
- Потеснись – ка, ты, капуста!
От тебя в кастрюле – густо!
Раз, два, три! Огонь зажжен!
Кочерыжка, выйди вон!
Д. Рассказывание стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель вместе повторяет стихотворение, каждый раз обращаясь к таблице.
Просит рассказать стихотворение Незнайку. Затем стихотворение рассказывают дети по одному. Выслушивается 4 – 5 повторений. Каждый раз воспитатель обращает внимание детей, что слушать товарища нужно, не перебивая.
3. Заключительная часть.
Воспитатель подводит итог занятия: о чем говорили, что узнали нового. Незнайка благодарит детей за помощь, отправляется варить щи, оставляет детям мнемотаблицу, чтобы они могли рассказывать стихотворение друг другу в свободное время. Воспитатель обращает внимание детей на то, что это стихотворение можно использовать как считалочку для выбора водящего. Просит хорошенько запомнить его, чтобы на прогулке с помощью этой новой считалочки выбирать водящего.
|