Дмитрева НатальяГригорьевна. Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Заучивание наизусть стихотворения М. Б

Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Заучивание наизусть стихотворения М. Бородицкой «Щи – талочка»

(с использованием технологии мнемотехника)

Автор: Дмитриева Наталья Григорьевна Должность и место работы: воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад № 89 «Бригантина» Красносельского района г. Санкт – Петербурга

 

Скачать конспект

Тема занятия: Заучивание наизусть стихотворения М. Бородицкой «Щи – талочка»

Цель занятия: научить детей запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу;

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление представлений об овощах
  • расширение представлений детей о социально – бытовых условиях жизни человека (приготовление обеда)
  • формирование умения логически рассуждать, разбирая символы мнемотаблицы и опорные сигналы

Развивающие:

  • развитие связной речи – умения строить сложно – подчиненные предложения по форме: «Я думаю, что…»
  • развитие зрительной и слуховой памяти
  • расширение словарного запаса детей по теме — фрукты, овощи

Воспитывающие:

  • воспитание умения слушать товарища, не мешая и не перебивая его во время рассказывания стихотворения

Материалы и оборудование:

Для педагога:

  • муляжи овощей и фруктов
  • демонстрационные картинки с изображением овощей и фруктов (обязательно – картофель, капуста, морковь, лук, петрушка)
  • картинки – иллюстрации с изображением огорода и фруктового сада
  • демонстрационные карточки с опорными сигналами для характеристики овощей
  • мнемотаблица к стихотворению
  • игрушка Незнайка

Для детей:

  • раздаточные карточки с изображением овощей и фруктов по количеству детей

Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, знакомство с альбомами «Сад», «Огород»; чтение Ю. Тувим «Овощи»; продуктивная деятельность по теме;

Ход занятия:

1. Вводная часть. Приход Незнайки. Д/у «Поможем Незнайке»

Дети сидят на ковре перед воспитателем. Воспитатель сообщает, что к ним в гости обещал прийти Незнайка. Выясняют с детьми, что это за герой. Появляется Незнайка. Здоровается с ребятами и говорит, что собрался приготовить обед: хочет сварить суп, который называется – щи. Только вот он не знает, что для этого нужно. Вместе с ребятами выясняют, что для приготовления этого блюда необходимо взять овощи. Но какие? Незнайка хвастает, что он все понял! И теперь знает, что нужно купить в магазине, чтобы сварить щи.

Воспитатель предлагает Незнайке назвать, что же он собирается купить?

Д/у «Поможем Незнайке». – (упражнение проводится по принципу игры «Что лишнее?»)

Варианты выбора:

  • картофель, морковь, лук, яблоко
  • капуста, картофель, лук, груша
  • капуста, картофель, морковь, виноград

Незнайка называет набор продуктов. Дети исправляют ошибки, выделяя характерные признаки овощей. Овощи – это то, что растет на грядке!

Наконец, Незнайка называет правильный набор овощей: картофель, капуста, лук, морковь. Он готов их купить, но как они выглядят, не знает!

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке купить нужные овощи и рассказать о них с помощью картинок – подсказок.

А. Д/У «Расскажи, какие…»

На доске с помощью опорных сигналов воспитатель отмечает характерные признаки овощей, дети должны их назвать и определить, о каком овоще идет речь.

маленькая треугольная оранжевая сладкая

Ответ ребенка: маленькая, треугольная по форме, оранжевого цвета, сладкая на вкус – это морковь.

Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением моркови.

большая круглая зеленая сладкая

Ответ ребенка: большая, круглая по форме, зеленого цвета, сладкая на вкус – это капуста.

Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением капусты.

Маленькая округлая светло-коричневая не имеет вкуса

Ответ ребенка: маленькая, округлая по форме, светло- коричневого цвета, не имеет вкуса – это картошка

Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением картофеля.

Маленький круглый светло – желтый горький

Ответ ребенка: маленький, круглый по форме, желтоватого цвета, горький на вкус – это лук.

Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением репчатого лука.

Незнайка благодарит детей, говорит, что теперь он знает, как выглядят овощи, которые ему нужно купить для приготовления щей.

Б. Динамическая пауза: — подвижная игра «Во саду ли, в огороде…»

Воспитатель предлагает Незнайке отправляться за покупкой, а ребятам немного отдохнуть. Объясняет правила игры: каждый ребенок должен взять себе любую из карточек, лежащих на столе. Внимательно посмотреть, что там изображено. Однажды овощи и фрукты решили вместе повеселиться и покинули место, где они живут. Вспоминают, где растут овощи – на грядке (воспитатель показывает картинку с изображением огорода); где растут фрукты (показывает картинку с изображением фруктового сада). «Овощи и фрукты» вместе танцуют, прыгают, веселятся, но на слова: «Сторож идет!» — должны найти место, где они растут. Картинки с изображением сада и огорода стоят на стульчиках, дети должны встать за стульчик с соответствующей картинкой. Игра проводится 3 – 4 раза. Каждый раз дети обменивают свои карточки.

В.Рассматривание и разбор мнемотаблицы к стихотворению.

Незнайка возвращается с покупками. Выкладывает на стол овощи (муляжи), которые он купил для приготовления щей. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность «купленных» овощей, хвалит Незнайку, обращает внимание на лист бумаги в корзинке. Незнайка сообщает детям, что получил письмо от Мальвины, в котором она рассказывает, как нужно варить суп под названием – щи. Но он ничего не понял из ее письма, просит детей помочь и показывает мнемотаблицу.

Дети вместе с детьми разбирают мнемотаблицу. Рассуждают, что изображено на каждой карточке, что с этим делают, для чего это нужно. Например: на первых двух картинках нарисованы нож и овощи. Дети отвечают на вопросы воспитателя: что это, что можно делать ножом, о чем говорят эти картинки – в итоге рассуждений: овощи можно чистить ножом. Рассматривая карточки таблицы, воспитатель добивается от детей ответа, начинающегося словами: «Я думаю, что…».

Результаты рассуждения детей:

Картинка №1 — «Я думаю, что это нож, им можно резать, крошить, чистить…»

Картинка №2 – «Я думаю, что это нарисованы овощи…»

Картинка № 3 – «Я думаю, что это нарисован знак вопроса, его рисуют, когда надо о чем – то спросить…»

Картинка № 4 – «Я думаю, что здесь нарисовано три картошки…»

Картинка № 5 – «Я думаю, что здесь нарисовано 2 морковки…»

Картинка № 6 – «Я думаю, что здесь нарисован лук, одна головка и еще половинка…»

Картинка № 7 – «Я думаю, что здесь нарисован кочан капусты…»

Картинка № 8 – «Я думаю, что здесь нарисованы листики какого — нибудь овоща…»

Картинка № 9 – «Я думаю, что на этой картинке нарисована капуста в кастрюле…»

Картинка №10 – «Я думаю, что здесь нарисованы цифры. Можно считать…»

Картинка № 11 – «Я думаю, что здесь нарисовано, как горит газ…»

Картинка № 12 — «Я думаю, что здесь нарисована кочерыжка и знак «нельзя» …»

Г. Чтение стихотворения воспитателем.

Воспитатель предлагает послушать Незнайку и детей, что в своем письме написала Мальвина. Читает стихотворение:

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Лука полторы головки,

Да капусты кочешок,

Да петрушки корешок!

- Потеснись – ка, ты, капуста!

От тебя в кастрюле – густо!

Раз, два, три! Огонь зажжен!

Кочерыжка, выйди вон!

Д. Рассказывание стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель вместе повторяет стихотворение, каждый раз обращаясь к таблице.

Просит рассказать стихотворение Незнайку. Затем стихотворение рассказывают дети по одному. Выслушивается 4 – 5 повторений. Каждый раз воспитатель обращает внимание детей, что слушать товарища нужно, не перебивая.

3. Заключительная часть.

Воспитатель подводит итог занятия: о чем говорили, что узнали нового. Незнайка благодарит детей за помощь, отправляется варить щи, оставляет детям мнемотаблицу, чтобы они могли рассказывать стихотворение друг другу в свободное время. Воспитатель обращает внимание детей на то, что это стихотворение можно использовать как считалочку для выбора водящего. Просит хорошенько запомнить его, чтобы на прогулке с помощью этой новой считалочки выбирать водящего.

Просмотров: 540
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что нужно для изготовления поделок
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Омётова Олеся Васильевна. Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь