Серегина Валентина Сергеевна. «Экологическая сказка – источник формирования экологической культуры»

Детский возраст – благодатнейшее время для знакомства с природой. Детские впечатления всегда самые яркие и незабываемые. Ребенок в простейшем видит удивительное, красочное. Задача педагога – ввести ребенка в многогранный, многоликий мир природы с его запахами, звуками, с его красотой и всегда поражающей загадочностью; ввести, как наблюдателя, исследователя, защитника, хранителя, созидателя, но, ни в коем случае, не как равнодушного потребителя и разрушителя.

Ни для кого не секрет, что проблема экологического воспитания очень актуальна в наше время компьютерных игр, фильмов – ужастиков. Совершенно очевидно снижен потенциал доброты, в том числе, и в отношении к природе. Научить ребенка быть заботливым другом окружающей среды становится важным делом педагога. В этом очень поможет экологическая сказка.

 

Дошкольника удивляет все вокруг: хрупкая снежинка на ладошке, прекрасная своей неповторимостью, только что проснувшаяся божья коровка, проклюнувшийся цветочек.

Экологические сказки помогают ребенку задуматься, где-то даже переосмыслить свое поведение в природе. Сказка – это совершенно уникальный жанр, который очень близок и понятен ребенку, сказка заставляет сопереживать, ее содержание доступно и понятно малышу.

Работа с экологической сказкой проводилась поэтапно: 1) знакомство со сказками; 2) пересказ (индивидуальный, или групповой (поочередный)), придумывание новых концовок, изменение сюжета, и, наконец, собственное сочинительство детьми сказок, а также игры-драматизации по сказкам.

Слушая экологическую сказку, ребенок не просто заинтересован событийной стороной повествования, но и ненавязчиво воспитывается, получает определенные знания о поведении людей, о непростой жизни животных, их взаимоотношениях, об их жизни в природе, иными словами, сказка – богатейший источник развития основ экологической культуры.

Чтобы создать экологическую сказку, необходим определенный опыт общения с природой. В этом нам очень помогают родители. Путешествуя с детьми всей семьей за город: наблюдения за красотой закатов, рассветов, цветущих лугов, шумящих лесов, бурлящих рек, зеркальных озер с их звуками, запахами дают неоценимые знания при знакомстве с природой.

При создании сказки о злом волшебнике Урагане, ломающем деревья в лесу, дети принимают решение ввести самих себя в повествование сказки, чтобы помочь лесу ликвидировать последствия стихийного бедствия: посадить новые деревья, кустарники, убрать мусор, помочь пострадавшим животным, а также укротить Ураган, превратив его в легкий ветерок. При этом надо напоминать детям, что человек должен вести себя осторожно и аккуратно, не нарушая жизни лесных обитателей.

В сказке про Старичка-лесовичка дети попадают в волшебный лес, где их ждет увлекательное путешествие в зеленую аптеку, наполненную лекарственными травами, ягодами, грибами. Дети обращались за помощью к Старичку-лесовичку с просьбой вылечить заболевшего зайчонка. Малыши знакомятся с лекарственными и ядовитыми растениями, их строением, запахом, изучают пользу, или вред, для человека и животных, для птиц и насекомых.

В арсенале группы хранится большое количество засушенных растений, а также иллюстраций трав, ягод, грибов.

В работе с экологической сказкой очень важен деятельностный аспект. В придуманной сказке «Увядающий лук» дети выясняют причину увядания лука (нерадивый медвежонок перестал за ним ухаживать, а хозяйственный бельчонок-огородник помог ему спасти лучок: подкормил, прорыхлил, полил, поставил ближе к солнечному свету). эта сказка явилась стимулом для детей самостоятельно следить за состоянием цветов в группе, на участке, дома. Мы придумывали сказки: «Голодный воробей», «Сломанная ветка», а, в результате, пробуждали интерес к созданию различных кормушек, пропадало желание у многих ломать ветки деревьев и кустарников.

Экологические сказки способствуют не только творческому, интеллектуальному развитию детей, но и помогают пробудить интерес к дальнейшему изучению природы, неравнодушному, бережному отношению к ней.

Просмотров: 458
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Петрунина Светлана. Сказка про очень вредную девочку, которая стала хорошей «ХОЧУ!»
  • Данилова Татьяна Викторовна. Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок».
  • Дорош Вера Сергеевна. Статья 'Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста'.
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Попова Татьяна Николаевна. Авторская экологическая сказка на основе регионального компонента для детей старшей группы «Сказка нашего леса»
  • Переверзева Валентина Александровна. Сказка и дети
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Стрелковская Татьяна Викторовна. Сказка с экологической направленностью для детей 4-5 лет, 'По следам доброго сердца'
  • Стрелковская Татьяна Викторовна. Сказка с экологической направленностью для детей 4-5 лет, 'По следам доброго сердца'
  • Сумарова Екатерина Сергеевна. Сказка о будильнике, который всегда спешил
  • Иванова Юлия Сергеевна. Сценарий экологической квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в гости к Старичку-Лесовичку»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Елена Анатольевна Бальцерова. Консультация на тему: «Быть здоровым очень просто!»
  • Краснова Наталья Андреевна. «Экологическая интерактивная площадка, как средство развития экологической культуры будущего поколения»
  • Ознобихина Галина Зинатовна. Конспект открытого занятия во второй младшей группе, коллективная аппликация «Лезет божья коровка по травинке очень ловко»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Гусарова Татьяна. Стихи о животных для самых маленьких и не очень
  • Редактор. Сказка - Сосватанные дети
  • Виолетта. Сценарий экологической сказки для детей старшего дошкольного возраста 'Капелька'
  • Галина Куликова. Конспект НОД по речевому развитию для детей второй младшей группы 'Сказка за сказкой'
  • Харинова Наталия Александровна. Формирование основ экологической культуры дошкольников «Мир вокруг нас»
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь