МБДОУ № 121 Воспитатель: Эндерс О.А.
Рабочая группа проекта: Воспитатель, Дети второй младшей группы, родители
Актуальность проекта: высокая
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Скачать презентацию
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Теоретическое обоснование проекта:
Философский аспект нравственности, духовности нашел отражение в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Конфуция, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др.
В. А. Сухомлинский «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
К.Д. Ушинский «Это, —первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Цели проекта:
развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.;
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок
- развивать артистические способности
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности
- формировать навыки сотрудничества
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду
- развитие совместного творчества родителей и детей
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Характеристика проекта:
Тип проекта — творческий
По характеру — внутри ДОУ
По количеству участников — коллективный
По продолжительности — краткосрочный
Формы проведения:
НОД,
чтение художественной литературы,
самостоятельная деятельность детей,
художественно-продуктивная деятельность,
музыкальные занятия,
работа с родителями.
Планируемые результаты
развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей
- развитие эмоциональной отзывчивости
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности;
расширение кругозора у детей;
развитие познавательной активности, любознательности.
Принципы реализации проекта:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
§ Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
§ Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» — основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
§ Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
§ Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
§ Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
§ Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
§ Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
§ Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
§ Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
§ Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
§ Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Сроки реализации
30 ноября – 4 декабря 2020 г.
(краткосрочный)
Этапы реализации проекта
Планирование работы:
Подготовительный этап
Этап — Подготовительный (разработка проекта).
(с 30. 11. 20 г. По 04. 12. 20г.)
- определение проблемы
- постановка цели, задач
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Планирование работы:(продолжение)
Организационный этап
Планирование работы:(продолжение)
Заключительный этап
выставка рисунков «По дорогам сказок» (Дети вместе с родителями рисуют героев из любимых сказок)
Подведение итогов достигнутых результатов.
Основные формы организации образовательного процесса
Различные формы работы
комплексная и интегрированная НОД;
Чтение художественной литературы;
взаимодействие с родителями.
Содержание проекта:
лепка «Блины большие и маленькие» по мотивам русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масленый» — 30. 11. 2020
Физкультурная сказка по мотивам сказки «Колобок» — 01. 12. 2020
ФЭМП «Путешествие в сказку «Теремок» — 01. 12. 2020
Развитие речи «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» — 02. 12. 2020
Ознакомление с окружающим миром «Подарки для медвежонка» по мотивам сказки «Три медведя» — 03. 12. 2020
Рисование «Снежные комочки большие и маленькие» по мотивам сказки «Снегурушка» — 03. 12. 2020
Двигательная деятельность «Лягушки-попрыгушки» по мотивам сказки «Лгушка-путешественница» — 04. 12. 2020
Формирование экологической культуры «Рассматривание кошки и кролика» по мотивам сказок «Кот и лиса» и «Заюшкина избушка» — 04. 12. 2020
Консультация для родителей «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников» -30. 11. 2020
Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей -30.11. 2020-04. 12. 2020:
выставка рисунков «По дорогам сказок (Дети вместе с родителями рисуют героев из любимых сказок)
Результаты проведенной работы:
подавляющее большинство детей проявили доброжелательное отношение к русским сказкам, как национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом. Знания, полученные детьми развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой.
подавляющее большинство детей также проявило умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять.
У большинства детей группы наблюдались: отзывчивость и сопереживание; любовь к сказкам; бережное отношение к книгам.
Рассматривание кошки и кролика по мотивам сказок «Кот и лиса» и «Заюшкина избушка»
Ознакомление с окружающим миром «Подарки для медвежонка по мотивам сказки «Три медведя»
Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА:
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
|