Бедина Марина Петровна, старший воспитатель МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе
Анонс:
Статья предназначена для педагогов и родителей дошкольных образовательные учреждений, в которой раскрывается значимость толерантного воспитания детей — дошкольников, актуальность и решение данной проблемы в МБДОУ. Определены основные критерии, цели, принципы построения работы по данному вопросу, формы взаимодействия с детьми и родителями. Представлены картотека из 11 игр для развития основ толерантности у детей, конспект интегрированного занятия на тему «Город у Черного моря» и модель организации работы по воспитанию основ толерантности у дошкольников.
Добро и уважение в душах и сердцах (из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе).
Скачать конспект
В последнее время часто возникают споры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в целостной системе работы МБДОУ мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями гармоничного развития личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.
Основные критерии работы МБДОУ по данному вопросу:
относиться к окружающим с уважением.
Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой личности и нации в целом.
Помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, иметь свои привычки и пристрастия.
Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.
Не навязывать свое мнение другим, его можно просто озвучить.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному возрасту как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Цели нашей работы:
– воспитывать в детях уважение и почтение к представителям различных национальностей.
- Довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по цвету глаз, кожи, характерам, привычкам, традициям, обычаям и т.д.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:
- развитие способности к толерантному межнациональному и межрелигиозному взаимодействию, к конструктивному общению с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения
- формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме
- формирование уважения и признания к себе и к людям
- развитие умения определять границы толерантности.
- профилактика терроризма и агрессии в обществе посредством бесед и решения проблемных ситуаций
- изучение основ традиций, обычаев национальностей детей, посещающих детский сад и создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
- гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы образования МБДОУ в целом
Основные принципы:
- Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
- Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
- Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
- Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
На занятиях и в повседневной жизни использовались:
- игры и игровые упражнения
- обсуждение и проигрывание различных ситуаций
- художественное слово
-наглядные пособия и материалы.
Формы работы с детьми:
Беседы,
проекты,
продуктивные виды деятельности,
целевые прогулки совместно с родителями,
фольклорные и тематические праздники,
театрализованные представления,
выставки работ детей, родителей, педагогов,
съемки и просмотры видеороликов, презентаций.
Мероприятия с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов МБДОУ с семьями. Для этого педагоги используют самые разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников: анкетирование, родительские собрания, консультации, круглые столы и диспуты, конкурсы, выставки работ, совместные досуги выходного дня. Совместно с родителями выпускаются фотостенды, тематические стенгазеты, видеоролики. Согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного формирования толерантной и правовой культуры.
Игры по воспитанию основ толерантности у детей-дошкольников.
«Назови свое имя по-разному». Ход игры: педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»
«Мы разные». Ход игры: дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия, назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. На пример: «У меня синее платье, а у Ромы серая футболка; у меня косички, а у Насти стрижка.
«Мы похожи». Ход игры: проводится так же, как игра «Мы разные», но дети называют общее между собой и другом. На пример: у меня короткая стрижка и у Гали тоже.
«Похвали себя». Ход игры: дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).
«Угадай, кто это?». Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети группой загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки, хобби. Водящий, возвращаясь, должен угадать, о ком идет речь.
Выполняй!». Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии. Ход игры: во время выполнения заданий запрещается разговаривать. Необходимо провести черту с помощью веревки посреди комнаты. Воспитатель или ведущий встает на этой черте (в середине) и говорит: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие – слева от меня». Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто любит петь. Придумайте еще несколько критериев (построиться по росту, встать девочкам слева, а мальчикам справа и т.д.) Задания выбираются по сложности, соответственно возрасту.
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «Город у Черного моря»
Цель занятия: создание условий для воспитания основ патриотизма и толерантности у детей- дошкольников.
Задачи:
- формировать патриотические чувства к родному городу
- развивать любознательность, желание больше узнать об окружающей действительности
- способствовать формированию представлений о народах, населяющих город, и их традициях
- закреплять и расширять познание о достопримечательностях города.
Предшествующая работа:
- прослушивание песни В.И. Тернавского «Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе»
- посещение музея боевой славы Туапсе
- изучение народных подвижных игр
- изучение традиций народов, проживающих в г. Туапсе
- чтение пословиц и поговорок об уважении, почтении
- чтение стихов и рассказов о Туапсе.
Использование современных образовательных технологий: ИКТ.
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, игра, показ, пояснения к показу, показ слайдов, слушание музыки.
Мотивация: помощь маленьким человечкам (Фунтику и Шпунтику) в знакомстве с городом Туапсе.
Используемый материал: мультимедийное оборудование, шапка, фотографии городов, материал для рисования, фишки.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Занятие начинается с прихожей, где на полу нарисованы или наклеены следы разного цвета. Проводится игра «Каждому цвету подбери слово».
Ход игры: дети по очереди становятся на след определенного цвета и подбирают ассоциативное слово к этому цвету. На пример: красный- огонь, горячо, ярко, осторожно и т.д. Зеленый — весна, зелень, комфортно и т.д. По следам дети входят в группу.
В группе, для продолжения действия, необходимо пройти через сооруженные из строительного материала ворота по одному, называя города Российской Федерации, не повторяясь.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все справились с заданиями, проходите и присаживайтесь на «зеленую полянку». Слушание отрывка (1 куплет) из песни «Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе».
«Яхты в порту, словно чайки скользят,
Звезды плывут за кормой.
Где-то, у пирса, гитары звенят.
Им подпевает прибой…»
Как вы думаете, о каком городе идет речь в песне? Ответы детей.
На этой поляне живут два маленьких человечка (Фунтик и Шпунтик), которые многое хотят узнать о нашем городе Туапсе. Поможем им в познании? Ответы детей.
Прослушивание следующего куплета песни:
«С городом вместе в едином строю
Делим судьбу на двоих.
Помним героев, что пали в бою,
Славим героев живых…»
После Великой Отечественной войны городу Туапсе присвоили звание города Воинской Славы и это неспроста.
Показ слайдов о боях в Великую Отечественную войну в Туапсинском районе.
Воспитатель: мы можем рассказать Фунтику и Шпунтику о нашем городе много интересного.
Вопросы к детям:
- назовите аллею нашего города, самую длинную в мире. (платановая)
- Назовите народности, проживающие в нашем городе? (русские, армяне, адыгейцы, украинцы, татары и т.д.)
- На берегу какого моря расположен город? (Черного)
- Где разгружаются и загружаются суда? (в порту)
- Как называется памятник у вечного огня? (памятник неизвестному солдату)
- Как называется музей художника, проживающего когда-то в нашем городе? (музей имени Киселева)
За правильные ответы дети получают фишки.
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции и даже игры.
Проводится адыгейская игра «Шапка».
Ход игры: выбирается водящий, дети становятся в круг. Водящий, с шапкой в руке ходит по кругу и надевает на голову одному из детей. Тот, кому надели шапку, выполняет желание водящего.
Воспитатель: Фунтик и Шпунтик очень внимательно слушают нас, но города Туапсе никогда не видели, так как живут далеко от него.
Проводится игра «Выбери, не ошибись».
Ход игры: воспитатель раскладывает на ковре фотографии с изображением городов. Детям необходимо выбрать только фото, на которых изображен город Туапсе.
Краткий обзор отобранных фотографий.
Воспитатель: мы знаем, что у каждого народа есть свои обычаи, традиции и игры. Есть и свой язык, на котором говорят. Но каким бы разным не был язык, перевод великих слов: добро, уважение, мудрость, любовь, терпение, понимание этих слов со всех языков одинаков.
Чтение пословиц.
Добрым быть — долго жить.
Жизнь дана на добрые дела.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Лучше поздно, чем никогда.
Любовь да совет, так и горя нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Окончил дело — гуляй смело.
Свет не без добрых людей.
Слово — серебро, молчание — золото.
Талант трудом добывают.
Умную речь приятно и слушать.
Воспитатель: ребята, сегодня, для Фунтика и Шпунтика мы много говорили о городе Туапсе, вспоминали о достопримечательностях, показывали фотографии города, а о памятном подарке им не подумали. Что мы можем для них сделать?
Выбор детей. Если мнения детей расходятся, проводим голосование.
Художественно-творческая деятельность детей. Звучит спокойная музыка. По окончании дети дарят свои работы Фунтику и Шпунтику.
Воспитатель проводит анализ занятия, привлекая к разговору Фунтика, Шпунтика и детей.
В заключении все участники угощаются армянскими, адыгейскими, русскими блюдами, приготовленными поварами.
Дети «возвращаются» в детский сад.
Модель организации работы по воспитанию снов толерантности детей.
|