Бедина Марина Петровна. «Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе

«Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе

Бедина Марина Петровна, старший воспитатель МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе

Анонс:

Статья предназначена для педагогов и родителей дошкольных образовательные учреждений, в которой раскрывается значимость толерантного воспитания детей — дошкольников, актуальность и решение данной проблемы в МБДОУ. Определены основные критерии, цели, принципы построения работы по данному вопросу, формы взаимодействия с детьми и родителями. Представлены картотека из 11 игр для развития основ толерантности у детей, конспект интегрированного занятия на тему «Город у Черного моря» и модель организации работы по воспитанию основ толерантности у дошкольников.

Добро и уважение в душах и сердцах (из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе).

 

Скачать конспект

В последнее время часто возникают споры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в целостной системе работы МБДОУ мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями гармоничного развития личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.

Основные критерии работы МБДОУ по данному вопросу:

относиться к окружающим с уважением.

Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой личности и нации в целом.

Помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, иметь свои привычки и пристрастия.

Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

Не навязывать свое мнение другим, его можно просто озвучить.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному возрасту как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Цели нашей работы:

– воспитывать в детях уважение и почтение к представителям различных национальностей.

- Довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по цвету глаз, кожи, характерам, привычкам, традициям, обычаям и т.д.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

  • развитие способности к толерантному межнациональному и межрелигиозному взаимодействию, к конструктивному общению с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения
  • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме
  • формирование уважения и признания к себе и к людям

- развитие умения определять границы толерантности.

  • профилактика терроризма и агрессии в обществе посредством бесед и решения проблемных ситуаций

- изучение основ традиций, обычаев национальностей детей, посещающих детский сад и создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

  • гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы образования МБДОУ в целом

Основные принципы:

- Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

- Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

- Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

- Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

На занятиях и в повседневной жизни использовались:

  • игры и игровые упражнения
  • обсуждение и проигрывание различных ситуаций
  • художественное слово

-наглядные пособия и материалы.

Формы работы с детьми:

Беседы,

проекты,

продуктивные виды деятельности,

целевые прогулки совместно с родителями,

фольклорные и тематические праздники,

театрализованные представления,

выставки работ детей, родителей, педагогов,

съемки и просмотры видеороликов, презентаций.

Мероприятия с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов МБДОУ с семьями. Для этого педагоги используют самые разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников: анкетирование, родительские собрания, консультации, круглые столы и диспуты, конкурсы, выставки работ, совместные досуги выходного дня. Совместно с родителями выпускаются фотостенды, тематические стенгазеты, видеоролики. Согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного формирования толерантной и правовой культуры.

Игры по воспитанию основ толерантности у детей-дошкольников.

«Назови свое имя по-разному». Ход игры: педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Мы разные». Ход игры: дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия, назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. На пример: «У меня синее платье, а у Ромы серая футболка; у меня косички, а у Насти стрижка.

«Мы похожи». Ход игры: проводится так же, как игра «Мы разные», но дети называют общее между собой и другом. На пример: у меня короткая стрижка и у Гали тоже.

«Похвали себя». Ход игры: дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).

«Угадай, кто это?». Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети группой загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки, хобби. Водящий, возвращаясь, должен угадать, о ком идет речь.

Выполняй!». Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии. Ход игры: во время выполнения заданий запрещается разговаривать. Необходимо провести черту с помощью веревки посреди комнаты. Воспитатель или ведущий встает на этой черте (в середине) и говорит: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие – слева от меня». Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто любит петь. Придумайте еще несколько критериев (построиться по росту, встать девочкам слева, а мальчикам справа и т.д.) Задания выбираются по сложности, соответственно возрасту.

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «Город у Черного моря»

Цель занятия: создание условий для воспитания основ патриотизма и толерантности у детей- дошкольников.

Задачи:

  • формировать патриотические чувства к родному городу
  • развивать любознательность, желание больше узнать об окружающей действительности
  • способствовать формированию представлений о народах, населяющих город, и их традициях

- закреплять и расширять познание о достопримечательностях города.

Предшествующая работа:

  • прослушивание песни В.И. Тернавского «Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе»
  • посещение музея боевой славы Туапсе
  • изучение народных подвижных игр
  • изучение традиций народов, проживающих в г. Туапсе
  • чтение пословиц и поговорок об уважении, почтении

- чтение стихов и рассказов о Туапсе.

Использование современных образовательных технологий: ИКТ.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, игра, показ, пояснения к показу, показ слайдов, слушание музыки.

Мотивация: помощь маленьким человечкам (Фунтику и Шпунтику) в знакомстве с городом Туапсе.

Используемый материал: мультимедийное оборудование, шапка, фотографии городов, материал для рисования, фишки.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Занятие начинается с прихожей, где на полу нарисованы или наклеены следы разного цвета. Проводится игра «Каждому цвету подбери слово».

Ход игры: дети по очереди становятся на след определенного цвета и подбирают ассоциативное слово к этому цвету. На пример: красный- огонь, горячо, ярко, осторожно и т.д. Зеленый — весна, зелень, комфортно и т.д. По следам дети входят в группу.

В группе, для продолжения действия, необходимо пройти через сооруженные из строительного материала ворота по одному, называя города Российской Федерации, не повторяясь.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все справились с заданиями, проходите и присаживайтесь на «зеленую полянку». Слушание отрывка (1 куплет) из песни «Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе».

«Яхты в порту, словно чайки скользят,

Звезды плывут за кормой.

Где-то, у пирса, гитары звенят.

Им подпевает прибой…»

Как вы думаете, о каком городе идет речь в песне? Ответы детей.

На этой поляне живут два маленьких человечка (Фунтик и Шпунтик), которые многое хотят узнать о нашем городе Туапсе. Поможем им в познании? Ответы детей.

Прослушивание следующего куплета песни:

«С городом вместе в едином строю

Делим судьбу на двоих.

Помним героев, что пали в бою,

Славим героев живых…»

После Великой Отечественной войны городу Туапсе присвоили звание города Воинской Славы и это неспроста.

Показ слайдов о боях в Великую Отечественную войну в Туапсинском районе.

Воспитатель: мы можем рассказать Фунтику и Шпунтику о нашем городе много интересного.

Вопросы к детям:

- назовите аллею нашего города, самую длинную в мире. (платановая)

- Назовите народности, проживающие в нашем городе? (русские, армяне, адыгейцы, украинцы, татары и т.д.)

- На берегу какого моря расположен город? (Черного)

- Где разгружаются и загружаются суда? (в порту)

- Как называется памятник у вечного огня? (памятник неизвестному солдату)

- Как называется музей художника, проживающего когда-то в нашем городе? (музей имени Киселева)

За правильные ответы дети получают фишки.

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции и даже игры.

Проводится адыгейская игра «Шапка».

Ход игры: выбирается водящий, дети становятся в круг. Водящий, с шапкой в руке ходит по кругу и надевает на голову одному из детей. Тот, кому надели шапку, выполняет желание водящего.

Воспитатель: Фунтик и Шпунтик очень внимательно слушают нас, но города Туапсе никогда не видели, так как живут далеко от него.

Проводится игра «Выбери, не ошибись».

Ход игры: воспитатель раскладывает на ковре фотографии с изображением городов. Детям необходимо выбрать только фото, на которых изображен город Туапсе.

Краткий обзор отобранных фотографий.

Воспитатель: мы знаем, что у каждого народа есть свои обычаи, традиции и игры. Есть и свой язык, на котором говорят. Но каким бы разным не был язык, перевод великих слов: добро, уважение, мудрость, любовь, терпение, понимание этих слов со всех языков одинаков.

Чтение пословиц.

Добрым быть — долго жить.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Лучше поздно, чем никогда.

Любовь да совет, так и горя нет.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Окончил дело — гуляй смело.

Свет не без добрых людей.

Слово — серебро, молчание — золото.

Талант трудом добывают.

Умную речь приятно и слушать.

Воспитатель: ребята, сегодня, для Фунтика и Шпунтика мы много говорили о городе Туапсе, вспоминали о достопримечательностях, показывали фотографии города, а о памятном подарке им не подумали. Что мы можем для них сделать?

Выбор детей. Если мнения детей расходятся, проводим голосование.

Художественно-творческая деятельность детей. Звучит спокойная музыка. По окончании дети дарят свои работы Фунтику и Шпунтику.

Воспитатель проводит анализ занятия, привлекая к разговору Фунтика, Шпунтика и детей.

В заключении все участники угощаются армянскими, адыгейскими, русскими блюдами, приготовленными поварами.

Дети «возвращаются» в детский сад.

Модель организации работы по воспитанию снов толерантности детей.

Просмотров: 460
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Григорьева Марина Петровна. «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Григорьева Марина Петровна. Доклад на педсовет на тему: «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Михальчук Марина Николаевна. Из опыта работы: «Подвижные игры как средство формирования скоростных и координационных качеств дошкольника»
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Марина Александровна Рашева. Сценарий игры - викторина «Как узнать зиму?» для старших дошкольников
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Павлова Татьяна Романовна. Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Тухтамышева Анна Сергеевна. Основные направления и формы работы в детском саду по воспитанию безопасного поведения детей
  • Катышева Татьяна Валентиновна. Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «День толерантности»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Марина Мартьянова. Бинарное занятие в старшей группе: 'ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ' (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь