Цель:
- познакомить детей с понятием «толерантность»;
- формировать представления о Международном дне Толерантности;
- развивать нравственно-значимые качества личности; воспитывать уважение друг к другу.
Задачи:
- Активизировать словарь по данной теме, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных, подбирать антонимы.
- Развивать умение согласовывать слова в предложениях.
- Создать условия для развития у детей коммуникативных умений и навыков, связной речи и логического мышления, содействовать активному использованию в речи разных типов предложений.
- Содействовать укреплению у детей общей и мелкой моторики, развитию мозолистого тела.
- Воспитывать нравственно — эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, мотивировать детей к проявлению у них навыков. сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности и инициативности.
- Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой.
Вводная часть.
Скачать конспект
- Ребята, я сегодня получила письмо от жителей страны Толерантности:
«У нас случилась беда. Злая колдунья заколдовала эмблему нашего главного города – она стала бесцветной. В городе исчезли доброта, любовь, забота, и уважение. Многие жители нашего города стали: злыми, грубыми, невоспитанными. Помогите нам, пожалуйста! Верните цвета нашей эмблеме».
Толерантность — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям — это уважение и понимание многообразия мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
(Дети выполняют задания, после каждого задания на доске вывешивается цветное изображение ладошки)
1 задание игра «Как здороваются люди разных национальностей»
Давайте только сначала поздороваемся…
Какие вы все разные! Как здорово! Знаете, люди в разных странах здороваются по-разному! Попробуем поздороваться по разному:
- Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.
- Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.
- Индусы при приветствии складывают ладони пальцами вверх так, чтобы их кончики поднялись до уровня бровей.
- Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона. Самый низкий и уважительный — сакэйрэй, средний — под углом 30 градусов, легкий — всего на 15 градусов. При этом они говорят «День настал».
- Тибетцы высовывают язык. Таким причудливым способом демонстрируется отсутствие дурных намерений.
- В Китае левая кисть обнимает кулак правой руки на уровне груди, этот жест сопровождается лёгким поклоном
- Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане);
- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
На доске вывешивается цветная ладошка.
2 задание «Кто на каком языке говорит»
И разговариваем, ребята, мы тоже на разных языках. Я вам буду называть страну, а вы должны сказать на каком языке разговаривают жители этой страны.
Во Франции – на французском, англичане – на …, украинцы – на …, таджики – на …, китайцы – на …, японцы – на …, в Испании – на …, в Итилии – на …, в России – на ……Сколько национальностей – столько языков, обычаев, разных культур. Но разве не похожие на нас люди плохие? Разве мы можем не любить и не уважать их лишь за то, что они не похожи на нас?
Конечно нет, если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности.
Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете что оно означает? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность.
3 задание игра «Узнаем, чем мы похожи!» (Нужно быстро решить и ответить, кто услышит то, что ему близко, нравится, встают и объединяются в одну группу, остальные сидят!
-Кто любит шоколад? Кто любит танцевать?
-Кто любит играть в машинки?
-Кто любит играть в дочки-матери?
- Я прошу встать девочек.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики.
- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого светлые? И т.д.
- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (мы все разные)
-Хоть мы и общаемся с вами. живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем.
4 задание Д/и: «Скажи наоборот»
Полный — худой,
Здоровый — больной,
Высокий — низкие,
Грустный — весёлый,
Бедный — богатый,
Умный — глупый,
Молодой — старый,
Щедрый – жадный.
Злой – добрый
Плохой – хороший
Страшный – красивый
Грубый – нежный
Колючие- пушистые
Невоспитанный – воспитанный
5 задание. Игра «Дополняй-ка»
Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
Поиграем с вами в игру «Дополняй-ка».
- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день
- Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте
- Когда нас ругают за шалости, говорим: … простите, пожалуйста
- Везде и всюду говорят на прощание мы произносим… до свидания
6 задание. Игра «Это я, это я, это все мои друзья». (С показом рук, для развития мелкой моторики.) Объясняю смысл игры: если загадка о добре, то вы в ответ проговаривает слова: «Это я, это я, это все мои друзья»; если загадка о том, что делать нельзя, вы молчите и машете руками.
- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?
- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?
- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?
-Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?
7 задание. «Герои сказок» Главная тема сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если добрый, радостно хлопаете в ладоши, а если злой, сложите руки в замок.
Иван царевич Кощей бессмертный Золотая рыбка Дюймовочка Карабас Барабас
Золушка Красная шапочка Баба-Яга Мальвина
Мы с вами оказались в городе Мудрецов.
8 задание. «Закончите пословицу»
Я буду зачитывать начало пословиц, а вы продолжите её.
- Добрые дела — красят … (Человека)
- Не имей 100 рублей, а имей 100 … (Друзей)
- Жизнь дана на … (Добрые дела)
- За добро – платят … (Добром)
- Добро помни, а зло … (Забывай)
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
9 задание. — Посмотрите, в конверте лежит сказка «Отец и сыновья». Садитесь поближе ко мне, и слушайте внимательно.
- Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
- Ребята, мы с вами прослушали сказку, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Это значит жить вместе, дружно, не ссориться.
- Хотите, тоже попробовать, как эти герои сломать веник?
- Не получается, попробуйте ещё раз, никак. Тогда я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать, получилось легко и просто. Правда? Вот так ребята, если мы с вами будем жить вместе, в согласии, дружно, как прутики будем держаться за руки, то нас победить будет нельзя. А если мы будем ссориться, и всё делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и погубить.
На доске выставляется последняя цветная ладошка
А как вы относитесь, друг к другу в группе? (мы дружим, не ссоримся, помогаем друг другу, уступаем). Молодцы, давайте покажем какие вы дружные
В нашей группе солнышко яркое сияет (встать на носочки, поднять руки)
Здесь ребята дружные – это каждый знает (взяться крепко за руки)
Выставляется цветной глобус
- Ребята мы помогли жителям страны Толерантности собрать эмблему.
- А знаете, почему у вас получилось помочь им? (вы были дружные, не ссорились, помогали друг другу)
- Человек рождается на земле, чтобы делать добро и любить ближних. Мы должны любить, помогать, заботиться друг о друге, считаться с мнением друг друга дарить улыбки, добрые слова.
- Давайте встанем в круг толерантности.
Игра «Собрались все дети в круг»
«Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Того, кто справа обними,
Того кто слева обними.
Ну вот, закончилась игра,
И снова дружат все. Ура!»
Дети получают маленькую эмблему толерантности.
Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.
- Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.
- Индусы при приветствии складывают ладони пальцами вверх так, чтобы их кончики поднялись до уровня бровей.
- Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона. Самый низкий и уважительный — сакэйрэй, средний — под углом 30 градусов, легкий — всего на 15 градусов. При этом они говорят «День настал».
- Тибетцы высовывают язык. Таким причудливым способом демонстрируется отсутствие дурных намерений.
В Китае левая кисть обнимает кулак правой руки на уровне груди, этот жест сопровождается лёгким поклоном
- Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане)
- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
|