Степашкина Ольга Викторовна Старший воспитатель МБДОУ д/с № 16 Г. Арзамас
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается и развивается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы в своей работе большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей.
Работа в ДОУ организована в соответствии со следующими принципами:
- системности: работа организуется в системе, последовательности;
- научности: вся информация, преподносимая детям, должна иметь научное обоснование;
- соответствие возрастным особенностям;
- интеграции: экологическое воспитание должно быть взаимосвязано с другими видами детской деятельности;
- единство работы с семьей: воспитание экологической культуры должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей.
Скачать конспект
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
- работа с социумом.
В ДОУ создана целостная система, направленная на решение следующих задач и целей.
Цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В групповых комнатах размещены уголки природы с различными играми, пособиями, макетами,
дидактическим материалом, познавательной литературой, «огороды на подоконнике»,
экологические мини-лаборатории. Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. В каждой группе имеются комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). Во всех группах оборудованы календари природы в соответствии с возрастом детей.
Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с воспитателем высаживают рассаду овощных и цветочных культур. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени.
На территории детского сада развешены кормушки,
которые круглый год привлекают пернатых и позволяют вести длительное наблюдение с детьми за птицами. В любое время года птицы могут воспользоваться скворечниками,
установленными на деревьях.
Не оставляет без внимания детей и цветник,
оформленный перед фасадом детского сада с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений. Расцветка цветов, красота не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике воспитатели приобщают детей к познавательной и практической деятельности.
На участке детского сада есть огород, где дети с педагогами высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.
Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы.
На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв.
Значительную роль в экологическом воспитании детей в нашей работе играет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.
Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: во время НОД по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей; во время тематической НОД по изодеятельности дети слушают "звуки природы", и работы у них получаются намного лучше. Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки.
Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, в парковой зоне, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания и развития детей.
Природоохранные акции: «Берегите природу», «Покормите птиц зимой»,
«Цветочная фантазия» и др., проводимые в ДОУ являются пропагандой экологической грамотности, повышением уровня экологических знаний.
Воспитанники детского сада — активные участники экологических конкурсов и акций, КВН, неоднократно награждались дипломами и почетными грамотами.
Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.
Традиционно родители вместе с детьми сажают деревья на территории ДОУ и в близлежайшей парковой зоне. У каждого находится дело: отмерить расстояние, чтобы деревьям не было тесно, выкопать ямки, придерживать растения вовремя посадки, носить воду и поливать. у каждого удивительное светлое, красивое, счастливое лицо. Все делают хорошее дело одной большой, дружной семьёй. Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию и теперь в ДОУ систематически организуются конкурсы:
«Удивительное рядом», «Яркие краски осени», «Очарованье осени», «Рекорды природы», «Природа и фантазия» и др. Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.). Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках, на родительских собраниях делятся опытом, как прививают детям любовь и бережное отношение ко всему живому. На протяжении многих лет не остаются равнодушными к творческим поискам педагогов. Основной целью в работе с семьёй – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино.
Осуществляя работу по экологическому воспитанию и развитию дошкольников, мы сотрудничаем с близлежащими учреждениями (социумом). Регулярными для наших детей стали посещения библиотеки, парка имени А.П. Гайдара, ЦТЮ, где дошкольники знакомятся с выставками, композициями на экологическую тематику, являются участниками совместных конкурсов. Детская библиотека помогает оформлять в ДОУ выставки книг, журналов по временам года, организуют конкурсы чтецов на тему «Мы любим природу», «Наша Малая Родина». А совместно с МБОУ СШ № 16 мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др. Школьники помогают нашим детям составлять информационные экологические листовки и развешивать их. Также воспитанники ДОУ являются частыми гостями Станции юных натуралистов.
|