Лукьянова Ольга Георгиевна воспитатель МДОУ Д/с№39к. в.» г. Магнитогорска Мухамадеева Альбина Давлетовна Д/с№39к. в.» г. Магнитогорска
Пояснительная записка
Одним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория направлена на развитие у детей познавательного интереса, инициативы в исследовательской деятельности, способствует формированию научного мировоззрения. Кроме того, наша лаборатория – это база для специфической игровой деятельности (работа здесь превращает детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Скачать проект
При организации мини-лаборатории мы руководствовались следующими принципами: безопасность для жизни и здоровья детей, содержательная насыщенность, универсальность, многофункциональность, доступность, эмоциональное благополучие и комфорт.
Цель организации мини-лаборатории в группе: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребенка.
Задачи, решаемые в мини-лаборатории в группе:
- развивать у детей поисково-познавательную, интеллектуальную активность путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
- формировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта
- воспитывать у детей любовь к родному краю посредством включения регионального компонента в детское экспериментирование.
Наша мини-лаборатория в группе делится на следующие компоненты:
1) Компонент дидактический: познавательные книги, энциклопедии, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели, дидактические игры, мини-выставки и т.п.
Для организации самостоятельной детской деятельности воспитатели разработали: алгоритмы выполнения опытов, карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработали правила поведения в мини-лаборатории: условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
2) Компонент оборудования ( «приборы-помощники»): микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные и механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки т.д.
3) Компонент стимулирующий: разнообразные сосуды из различных материалов, разной конфигурации и объема, сита, воронки разного размера; природный материал (камни, глина, песок, шишки, листья и др.); утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани и др.); технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная и др.); красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные ложки, мензурки и др.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.). В качестве лабораторной посуды мы используем: стаканчики из-под йогуртов, пластиковые бутылочки, различные баночки с крышками и киндер-сюрпризы.
В нашей лаборатории все пособия подписаны, есть схемы обозначения и схемы правил поведения. Грамотное сочетание материалов и оборудования способствует овладению нашими детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Материал для проведения опытов и экспериментов в мини-лаборатории воспитатели подбирают в соответствии с планом работы.
|