Теплинская Наталья Александровна, старший воспитатель МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 «РОДНИЧОК» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Предисловие:
Одна из главных задач дошкольного образования на современном этапе– это создание благоприятных условий для развития личности ребенка, становления его самостоятельности, целеустремленности, инициативы, ответственности. Поэтому на первый план выходит задача для дошкольного образовательного учреждения – организовать психолого – педагогические, материально – технические, кадровые условия для развития социально – коммуникативных компетенций воспитанников. Данные методические рекомендации – попытка показать на практике взаимосвязь специально организованных условий в детском саду и развитие социально – коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Цель разработки методических рекомендаций – помочь создать в детском саду комплекс условий для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в совместную игровую деятельность.
Настоящие методические рекомендации предназначены для старших воспитателей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Они помогут создать положительную мотивацию у педагогов к организации игрового взаимодействия с дошкольниками разных возрастных групп, организовать совместную игровую деятельность старших и младших дошкольников, а также будут способствовать повышению профессионального роста педагогов.
Скачать конспект
Введение:
Дошкольный возраст – период непосредственного восприятия окружающего мира, открытия закономерностей человеческих отношений, период непрерывного творчества, подготовка к следующему, совершенно новому этапу в его жизни – обучению в школе. С другой стороны, дошкольный возраст – это начало формирования личности и первый опыт взаимодействия с другими детьми, который и определяет характер коммуникативного развития ребенка. Очень важно, поэтому, понять особенности детских отношений во временных группах разного возраста и обнаружить, что способствует становлению положительных, социальных форм общения.
Взаимодействие и общение детей разного возраста друг с другом имеют важное значение и большое влияние на развитие целого ряда положительных сторон личности как младших, так и старших детей.
Старшие дошкольники для младших являются своего рода наставниками, а младшие следят за поступками, поведением и деятельностью старших, перенимая их нравственные обоснования. Проблемы, возникающие при взаимодействии, становятся для всех общими. Таким образом, при организации разновозрастного взаимодействия детей создается ряд условий для развития социальной компетентности дошкольников.
Еще в исследованиях А.Г. Арушановой, А.Н. Давидчук, В.В. Гербовой, С.Г. Якобсон и др. доказано, что взаимодействие детей разного возраста имеет значительный развивающий потенциал в социализации воспитанников через взаимообучение при созданных определенных условиях. Все исследования показывают, что при таком взаимодействии ребенок активнее и результативнее социализируется в естественных условиях детского сообщества, у детей быстрее формируются коммуникативные навыки при вступлении в контакт с новыми людьми, игровые умения. У старших дошкольников создается основа для формирования социальной ответственности за младших, способности чувствовать и понимать других. Старшие дети, имеющие навыки разрешения конфликтов, более разносторонний социальный опыт, незаметно будут его передавать младшим. В свою очередь, поддерживая ученых, необходимо отметить, что социализация детей младшего дошкольного возраста будет проходить успешнее в данных условиях.
Использование технологии «Игрушечный совет», на наш взгляд, будет способствовать решению проблем социализации современного дошкольника:
- чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений.
- отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье.
- нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.), в том числе на почве национальных конфликтов.
- несоответствие желаний ребенка (играть) и взрослого (подготовить к школе).
- заорганизованность педагогического процесса.
- свободное общение детей занимает от 10 % до 20 % времени их жизнедеятельности.
- самостоятельность детей проявляется, по мнению родителей, лишь в выборе игрушек, продуктов, игр и занятий дома, в соблюдении правил поведения в общественных местах.
Организация работы Игрушечного совета – попытка организовать игровую деятельность «младших» и «старших» дошкольников. Взаимодействие детей разного возраста в одном большом дошкольном образовательном пространстве всегда актуальна. Поэтому остро встает проблема – создать внутреннюю мотивацию у воспитанников к «живому общению». Решение этой проблемы нам видится в организации работы с использованием социо-игровой технологии, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, в котором дети сами выступают инициаторами деятельности.
В основу методических рекомендаций также легли идеи технологии Н.П. Гришаевой «Дети – волонтеры».
Социальное развитие детей дошкольного возраста через оптимальное взаимодействие взрослых и детей
Согласно ФГОС одной из задач дошкольного образования является развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников. В нашей образовательной организации большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, с детьми более старшего возраста, формированию правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо", восприятию окружающего мира, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.
Общение – неотъемлемая сторона любой совместной деятельности. В нем проявляются отношения общающихся друг к другу и к самим себе, к совместной деятельности и ее результатам. Потребность в общении с окружающими людьми, через которых ребенок овладевает социальным опытом, рано становится его основной социальной потребностью. Опыт работы показывает, что социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешнее при непрерывном общении дошкольников со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях: игра, совместное творчество, двигательная деятельность.
В современной дошкольной организации происходит развитие новых структурных форм дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, учитываются особые образовательные потребности детей в их социально-коммуникативном развитии. Педагоги планируют различные ситуации социального развития детей с привлечением всех участников образовательного процесса: воспитанники, выпускники ДОО, родители и педагоги.
Педагогическая задача заключается в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего совместного дела (младшие дети и старшие, дети и взрослые), показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим. Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других. Совместное общение взрослых и детей, детей разного возраста происходит в совместной деятельности, в играх, на прогулке, в различных мероприятиях. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Воспитанники учатся принимать гостей, осваивать уроки этикета, учатся общению с более взрослыми детьми, доверяют старшим детям свои желания, интересы.
Роль взрослого в управлении межличностными отношениями состоит в формировании дружеских отношений между детьми, проявлении симпатии и уважения ко всем детям. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция. Все эти качества проявляются в ребенке в сюжетно-ролевой игре. В игре развиваются мотивационная сфера ребенка, механизм управления собственным поведением, коммуникативная деятельность, происходят изменения в психических функциях и речевой активности. Характер общения и совокупность личностных качеств во многом зависят от игровой деятельности детей, которая определяет жизненные позиции ребенка, уровень его притязаний, а также всю систему оценок и взглядов. Игровая деятельность влияет на формирование стиля поведения дошкольника, она же является одним из важнейших стимулов возникновения и развития межличностного общения между членами детского группового коллектива. Межличностное общение формируется в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
В сюжетно-ролевых играх воспитанники старших и подготовительных групп берут на себя взрослые социальные роли: родители в игре в семью, представители разных профессий. Тем самым, они показывают малышам разнообразный социальный мир, взаимоотношения людей в этом мире, а младшие воспитанники учатся общению, получают новый опыт, новые умения.
В подвижных играх старшие дошкольники учат малышей правилам, обеспечивают их безопасность, самостоятельно организуют подвижные игры и спортивные развлечения.
В зоне экологического воспитания старшие и младшие дети совместно ухаживают за растениями цветника и огорода: поливают, рыхлят, наблюдают за явлениями природы. Старшие дети рассказывают малышам стихи о временах года, рассказывают о сезонных явлениях, а малыши учатся видеть красоту природы, рисовать ее, рассказывать о ней.
Игровая деятельность детей разного дошкольного возраста в детском саду позволяет расширить уровень развития игровой деятельности детей и осознать ребенку себя как субъекта этой игровой деятельности, социального индивида и расширить его коммуникативные навыки. А это и есть социальная ситуация развития успеха ребенка-дошкольника.
Особенности организации технологии «Игрушечный совет» в дошкольной образовательной организации
Прежде всего необходим определиться, что такое «Игрушечный совет»? Это взаимодействие воспитанников разного возраста в игровой деятельности, когда старшие дети учат младших играть, договариваться, брать на себя ответственность за полученные результаты.
Опыт такого игрового взаимодействия в Краснодарском крае уже есть (МАДОУ №3 г.Горячий ключ), однако автором внесены множественные изменения и дополнения в механизм использования данной технологии с учетом возможностей и потребностей МБДУ №11 «Родничок» г.Тихорецка.
Задачи использования технологии «Игрушечный совет»:
- создание максимально благоприятных условий для развития игровой деятельности воспитанников разных возрастных групп
- формирование стойкой мотивации у детейк общению не только со сверстниками, но и с детьми другой возрастной группы
- развитие инициативы, самостоятельности, творческой активности воспитанников, обогащение их коммуникативных способностей и навыков
- воспитание культуры поведения воспитанников во взаимоотношениях со сверстниками и детьми другого возраста
- создание условий для развития игрового взаимодействия детей и родителей
- повышение профессионального мастерства педагогов в области применения игровых технологий.
Методическое обеспечение использования технологии «Игрушечный совет»:
- разработка необходимых локальных актов, издание распорядительных приказов
- определение временных этапов работы Игрушечного совета (целесообразно на первом этапе начать реализацию данной технологии в летнее время года)
- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации игрового взаимодействия воспитанников
- составление картотеки игр
- разработка модели функционирования Игрушечного совета (Игрушечный совет является в своем роде коллегиальным органом, на котором решение принимают сами воспитанники. Коллективом нашего детского сада было принято решение каждую неделю месяца посвящать каждому виду игр: подвижным, сюжетно – ролевым, дидактическим, театрализованным)
- проведение практических занятий, мастер – классов с педагогами по организации деятельности детей в рамках внедрения технологии «Игрушечный совет»
- внесение изменений в ООП ДОО
и другие.
Механизм проведения Игрушечного совета
В начале каждой недели дети — волонтеры старшего дошкольного возраста собираются на заседание Игрушечного совета, путем выбора определяют группу малышей и игры, в которые дети старших групп научат играть своих подопечных.
На заседании также под руководством взрослого волонтеры вспоминают правила выбранных игр, проигрывают их, чтобы в дальнейшем рассказать и научить в них играть своих сверстников и малышей. В течение всей недели старшие дошкольники приходят в гости к младшим воспитанникам, они совместно готовят реквизиты к играм, игрушки и, конечно же, играют. Воспитатель в данном взаимодействии играет роль активного участника игры, помогает при необходимости организовать игровую деятельность, договаривается с воспитателем другой группы о времени проведения игр, подготовке необходимых атрибутов к игре.
|