Кумаченко Наталья Анатольевна МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Лянтор Тюменская обл. Сургутский район, ХМАО Югра учитель-логопед
Пояснительная записка
В последние годы отмечается значительная тенденция увеличения количества детей, приходящих в детский сад с признаками выраженных речевых расстройств. Также, все чаще к нам поступает информация от учителей начальных классов, о том, что многим детям трудно усвоить школьную программу с первого класса, они путают, пропускают и переставляют звуки и слоги. Дети не могут определить количество, последовательность и место звука в слове, не понимают прочитанного. Все это указывает на фонетико-фонематическое недоразвитие.
Для развития фонетико-фонематической системы необходимо развивать языковую способность, так как она теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонетико-фонематической системой языка, перейдут в разряд учащихся с нарушениями письма и чтения. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по развитию языковой способности.
Актуальность данного мероприятия обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме речевого развития детей. Большинство родителей, все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса. Чтобы исправить данное мнение, и активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи, в качестве практического материала мною представлен конспект родительского собрания-практикума.
Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, посещающих логопедический пункт.
Правовые основы организации родительского собрания:
Разработано в соответствии с ФГОС ДО, примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием», с соблюдением норм и правил СанПиН 2.4. 1. 3049-13.
Форма проведения: собрание-практикум.
Цель: повышение компетентности родителей воспитанников (с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) в вопросах развития фонематического слуха, автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи ребёнка, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.
- Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков детей, которые можно организовать в домашних условиях.
Участники: Родители воспитанников, учитель-логопед.
Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, наклейки-смайлики, колокольчик, кузовок, цветы с синими и зелеными серединками для игры «Цветы и пчёлка».
Программное обеспечение:
Microsoft Office PowerPoint 2007
Использование технологий:
Использование презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007) для повышения уровня восприятия информации.
Предварительная работа:
- Разработка сценария собрания-практикума.
- Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
- Подготовка презентации «Игры на развитие фонематического слуха детей».
План проведения:
- Доклад учителя-логопеда на тему «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
- Презентация «Игры на развитие фонематического слуха детей».
- Практикум для родителей «Игра – как средство преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников».
- Подведение итогов собрания-практикума. Рефлексия.
Основная часть
1. Сообщение учителя-логопеда на тему «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
Добрый вечер, уважаемые родители. Работая с детьми, имеющими различные нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – это вы, родители! Кто, как не вы, понимая и осознавая всю важность всей коррекционно-развивающей работы, становитесь самыми главными союзниками, и помогаете ребенку окунуться в прекрасный мир правильной речи. Поговорим сегодня о преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка. Формирование фонематического слуха является важной задачей в развитии речи дошкольников. В процессе становления речи происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
Вообще, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. У детей с ФФНР сочетаются нарушения произношения и восприятия звуков речи (фонем).
Я кратко расскажу Вам о состоянии звукопроизношения у детей с ФФНР. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ( «табака» вместо собака). Причинами такой замены является недостаточная сформированность фонематического слуха. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. Так же, у ребенка имеется нестойкое употребление звуков в речи, т.е. некоторые звуки по инструкции он произносит правильно, но в речи они отсутствуют. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонематические нарушения, которые не влияют на смысл слова. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи. Обычно детей 6 лет с ФФНР зачисляют в логопедическую группу на один год. И при успешной коррекции слух и речь восстанавливаются.
Хочу также отметить, что основной задачей логопеда является коррекция звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте. Мне хотелось бы видеть в вас помощников. Четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.
2. Презентация «Игры, способствующих развитию фонематического восприятия у детей».
Учитель-логопед. Вашему вниманию мы хотим представить презентацию «Игры, способствующих развитию фонематического восприятия у детей».
1-й слайд. Игры и упражнения развивающие способность узнавать и различать неречевые звуки.
Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
- Игра «Что ты слышишь?». Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
- Игра «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
- Игра: «Угадай что звучит». Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
2-й слайд. Игры учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
- Игра «Узнай по голосу». Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
- Игра «Три медведя».
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3. Игра «Животные и их детёныши».
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3-й слайд. Цель этих игр научить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра «Хорошо послушай». Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
2. Игра «Добавим и запомним». Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
3. Игра «Найди пару».
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
4-й слайд. Дети учатся различать слоги.
- Игра «Цепочка». Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……, ТО-ПУ-АХ…
- Игра «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
- Игра «Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
5-й слайд. Учим детей различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
1. Игра «Покажи картинку».
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
6-й слайд. Игры на развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
- Игра «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
- Игра «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
- Игра «Назови по порядку». Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.
- Игра «Синий — красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
- Игра «Найди синий домик». Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.
- Игра «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
- Игра «Составь слово».
Ход игры:
- вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.
- вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.
Вы познакомились с играми, которые можете проигрывать с детьми в кругу семьи. А сейчас мы проиграем их вместе с Ваами.
3. Практикум для родителей «Игра – как средство преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников»
Логопед. Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю вам поиграть так, как мы играем с детьми в детском саду. Учитель-логопед приглашает родителей встать в круг.
Логопед. Предлагаем вашему вниманию игру «Любопытный». Я задаю вопрос, каждому из вас по очереди, а вы придумываете ответы, так чтобы они начинались с определенного звука, например со звука /Г/.
- Где вы живёте? (в городе)
- Где ваша машина? (в гараже)
- На чём вы любите играть? (на гитаре)
- Где остановились гости? (в гостинице)
- Где напечатана статья? (в газете)
- В какую страну вы хотели бы поехать? (в Грецию) и т.д.
Логопед. Как вы думаете, что мы тренируем этим упражнением? Ответы родителей (Умение подбирать слова с заданным звуком).
Логопед. Эта игра всем известна с детства Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …предлагаю вам продолжить цепочку. Логопед. Составляя цепочку мы упражнялись в……… (ответы родителей, правильно, в определении первого и последнего звука в слове
Логопед. Игра «Кузовок». У меня есть кузовок – в него мы будем собирать слова, которые заканчиваются на –ок. Предлагаю вам из предложенных предметов выбрать нужные слова: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, зубок, молоток, пирожок, бугорок…и положить в мой кузовок.
Логопед. А что развивает эта игра? Ответы родителей (умение выделять последний слог в слове).
Логопед. Следующая игра «Где звенит колокольчик?», развиваем устойчивое слуховое внимание. Вам необходимо закрыть глаза и угадать где звенел колокольчик (справа, слева). Молодцы!
Логопед. И заключительная Игра «Цветы и пчёлка». Предлагаем вам по два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Я называю слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то вам необходимо поднять цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей (дача, борода, деревня, мелодия, родина, гитара, сапоги, ноги, телега, гном, губы, лиса, весна, банан, рыба).
Логопед. Закончите предложение: «Эта игра упражняет в выделении первого… (звука в слове) и определение его… (твердости и мягкости).
Все упражнения в которые мы проиграли, помогут в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи детей. Брошюра с этими играми вам в подарок.
4. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.
Логопед. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).
Логопед. Важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи. В эти игры можно играть по дороге в детский сад. На кухне, занимаясь своими делами. Нужно беседовать, разговаривать, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания.
Я предлагаю вам принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми, побольше общаться с ними.
Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и на листочках приклеить смайлик в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями:
- Собрание для меня было полезным, узнал (ла) много нового.
- Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.
Логопед. Я благодарю вас за активное участие. Прошу вас дома заполнить опросник о проведенном мероприятии. До новых встреч.
Проект решения родительского собрания:
- Использовать информацию, полученную на родительском собрании, для развития фонематического слуха детей.
- Уделять внимание речевому развитию: больше общаться с ребенком, играть в речевые игры, читать книги.
- Подготовить семейный фото отчет «Играем вместе», об использовании игр для развития фонематического слуха и восприятия.
Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, родители снтересом включились в ход собрания-практикума. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием, все присутствующие родители посчитали, что собрание было полезным.
В дальнейшем планирую провести собрание-практикум на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Диагностический инструментарий
для оценки качества организованной деятельности
- Какая предварительная работа была проведена, и как была выявлена проблема?
- Удалось ли вызвать интерес у родителей к проблеме?
- В чем проявлялась активность родителей?
- Какие формы и методы были использованы для обеспечения заинтересованности родителей?
- Была ли продумана обратная связь с родителями?
- Удалось ли полностью реализовать поставленные цели и задачи?
- Какие трудности возникли при проведении мероприятия?
Опросник для родителей о семинаре-практикуме на тему
«Развитие и обогащение словаря ребенка»
- Как Вы считаете, необходимо ли проводить такие семинары-практикумы для родителей. Почему?
- Если да, то, на какие темы
- Что нового Вы узнали из семинара?
- Пригодятся ли Вам полученные на семинаре знания и умения для развития словаря Вашего ребенка?
- Что вы постараетесь применять в жизни из полученной на семинаре информации?
Благодарим за сотрудничество!
Список источников:
- Ванюхина Г.А. «Воспитание фонетико-фонематического восприятия» // журнал Логопед № 8, 2008.
- Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М., 2000.
- Дворецкая Г.Л. «Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова». // ж-л Логопед №1, 2009.
- Корнилова Л.А. «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников». // ж-л Логопед №2, 2009.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. — М., 2004.
- Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
- Садовникова И.Н. Нарушение письтменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004
- Соловьева Н.В. «Таблица для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики». // ж-л Логопед №8 2008.
- Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: "Гном-Пресс", 1999. -80с.
|