Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, небо
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных)
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы)
Для того чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения — к более сложному.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
- Статические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
- Динамические — упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично
Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал! Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.
Упражнения для формирования позиции губ "Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны. "Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. "Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед. "Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены. "Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для язычка.
- "Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- "Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- "Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
- "Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- "Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- "Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- "Качели — I". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
- "Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
- "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
- "Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- "Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- "Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
|