Учитель – логопед: Хайруллина Г.Ф. МАДОУ № 252, г.Казань, Кировский район.
На вопрос, заданный детям: «Что такое артикуляционная гимнастика?», обычно отвечают: «Это зарядка для язычка. Ее надо делать каждый день, чтобы правильно говорить звуки». Ребенок ходит в логопедическую группу детского сада, и для того чтобы работа была эффективной, артикуляционную гимнастику необходимо делать несколько раз в день по 5-7 минут – в кабинете учителя-логопеда перед зеркалом, в группе – с воспитателем в вечернее время, дома с родителями. Такую совместную работу можно сравнить с тройкой запряженных лошадей, скачущих вперед в одном направлении, и она непременно даст хорошие результаты.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Скачать презентацию
Главными целями артикуляционной гимнастики являются:
- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;
- объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения звуков.
Ко всему хочется добавить, артикуляционная гимнастика – это всестороннее развитие фантазии и творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей речи, воображения, памяти, внимания усидчивости. В ДОУ эти цели успешно достигаются различными способами – проводят артикуляционную гимнастику с картинками, игрушками; используют ИКТ; придумывают стихи, сказки и рассказы про «Язычок»; используют сказочные персонажи; зоопарк, где животное – это название упражнения артикуляционной гимнастики.
Предлагаю один из своих вариантов проведения артикуляционной гимнастики под названием «Веселый зоопарк», для детей 5-7лет.
Ход артикуляционной гимнастики
I. Организационный момент.
Игра «Хорошее настроение».
Доброе утро! (руки в стороны). Улыбнитесь скорее (поворот туловища влево — вправо, руки на поясе, губы в улыбке) И тогда весь день будет веселее. Мы погладим лобик, носик, щечки (поглаживают)
Мы все красивые, как в саду цветочки (поворот головы влево — вправо). Разотрем ладошки сильно! сильно! (трут), А потом похлопаем дружно! дружно! (хлопают). Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем (трут ушки).
Улыбнулись снова
Будьте все здоровы. (Руки вперед).
- Ребята, Вы знаете, что такое экскурсия?
- Вы, любите ходить на экскурсии?
- Ребята, Вы хотите сегодня отправиться на экскурсию? Отгадайте загадку:
Ты иди сюда скорей, Посмотри-ка на зверей, На заморских, очень редких, Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)
- Ребятки, на каком транспорте Вы хотите отправиться на экскурсию? (самолет, поезд, автомобиль, автобус, «ковер-самолет» на выбор детей).
- Ребята, какие животные живут в зоопарке?
- Предлагаю с собой взять нашего «Веселого язычка», он никогда не был в зоопарке, и всем вместе сделать артикуляционную гимнастику.
- Мы прибыли в зоопарк.
Использование ИКТ с изображением животных.
II. Основная часть.
2 слайд – Лягушка – упражнение «Улыбка».
Лягушка – квакушка Улыбка до ушей! Веселая подружка Улиток, рыбок и гусей.
Прыгает по суше, Плавает в воде, Веселая лягушка Улыбка до ушей!
3 слайд — Волк – упражнение «Заборчик».
На прогулку вышел волк, Ничего он не поймет. Скалит зубы и рычит. Скажем дружно мы ему:
* Мы друзья, а не враги В гости мы к тебе пришли.
4 слайд — Слон – упражнение «Дудочка».
Рядом слон стоит И на нас глядит. Хобот свой поднял и вдруг, Раздался громкий звук – ду — ду — ду.
5 слайд — Бегемот – упражнение «Бегемот».
Открыл рот бегемот. Ого — го — го, какой роток! Больше, чем сам бегемот! Булку просит толстячок Он проголодался – вот!
6 слайд — Щенок – упражнение «Блинчик».
Щенок резвился целый день, Устал и лег в тенечке. Он высунул свой язычок. Очень жарко ему.
Он немножко отдохнет, И опять играть пойдет.
7 слайд — Змейка – упражнение «Иголка».
Что там шелестит в траве? Вьется тонкой змейкой? Это ужик по росе ползет, Он вылез из лазейки. Чтоб на солнышке погреться!
8 слайд — Попугай – упражнение «Маятник».
Попугай на жердочке сидел И по сторонам глядел. Вправо, влево, туда, сюда, Веселая игра!
9 слайд — Жираф – упражнение «Маляр».
Узнать жирафа просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко.
Достает он с верхней ветки Сочную, зеленую листву. Повезло жирафу с шеей Все завидуют ему.
10 слайд — Лиса – упражнение «Маляр».
Лисичка стройна, красива, хитра, Следы свои — пушистым хвостом заметает она.
11 слайд — Зайчики – упражнение «Качели».
Веселые зайчики – прыгают как мячики, Прыг — скок, прыг — скок, Приходи ты к нам дружок.
12 слайд — Лягушка – упражнение «Качели».
Лягушка скачет – прыг, прыг, прыг. Вверх – вниз, вверх – вниз!
13 слайд — Кошка, котенок – упражнение «Горка», «Катушка».
Кошка весело играет И спинку выгибает. А рядом котенок резвился Он кубарем вниз покатился.
14 слайд — Лошадка, зебра – упражнение «Лошадка».
Лошадка с зеброй подружки, Вместе скачут. Что же это значит? В догонялки играют!
15 слайд — Тигр – упражнение «Фокусник».
Тигр – самый главный в зоопарке у нас, Он встречает гостей, и рычит каждый раз. На барабане играет – д – д – д, д – д – д, Гостям мы рады каждый день!
16 слайд — Белка – упражнение «Грибок».
Белка прыгала по веткам, Вдруг спустилась быстро вниз, Она заметила грибок, Он сегодня вырос – вот!
17 слайд — Обезьяна – упражнение «Гармошка».
Обезьянке – озорнице Гармошку подарили. Она весело играет. Детишек развлекает.
18 слайд — Панда – упражнение «Чашка».
Панда любит очень чай, Приходи и наливай. Мишка в гости приходил Панду медом угостил.
19 слайд — Мишка – упражнение «Вкусное варенье».
Мишка сладкоежка, Очень любит мед. Меда очень много Приходи, угощайся народ.
20 слайд — Индюк – упражнение «Индюк».
Распускает хвост павлином, Ходит важным господином. Он кричит: бл – бл, бл – бл. По земле ногами – стук, А зовут его – индюк!
21 слайд — Ежик – упражнение «Футбол».
А у ежа иголки - Ох, какие колкие! Ох, какие колкие!
Физминутка:
- Подвижная игра «Звериная зарядка» — показать, как ходит слон, вытягивает свой хобот. Жираф тянет свою тонкую шею. Лягушка прыгает и т.д.
IY. Итог.
- Похвалить детей за правильное выполнение артикуляционной гимнастики.
- Ребята, Вам понравилась наша экскурсия?
- Где бы Вы еще хотели побывать? (Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки и дедушки»).
- Детям предлагается в группе сделать выставку рисунков «Веселая прогулка».
Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка, губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Дети от 3 до 7 лет с большим удовольствием ждут новых стихотворений, сказок, рисунков. Немного творчества и фантазии при подготовке к занятиям, и они всегда проходят интересно, весело, разнообразно. При таком подходе педагога и воспитанники, и их родители, начинают принимать активное участие – придумывают свои стихи, приносят рисунки и игрушки. Благодаря разнообразной организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении и отличного настроения!
|