Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала формирования многих базовых качеств, в том числе и для развития социальной компетентности ребенка. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность.
Социальная компетентность детей является интегративной характеристикой личности, включающей систему знаний и представлений ребенка о социальной действительности, ценностное отношение к собственному здоровью, желание самосовершенствования, эмоционально-положительное отношение к культурным и духовным ценностям общества, а также социальные навыки и умения эффективной деятельности в соответствии с социальными требованиями, что обеспечивает успешность социализации ребенка.
Структура социальной компетентности детей состоит из комплекса компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого, содержание которых определяется подсистемами личности (биологической, социальной, духовной).
Технология формирования социальной компетентности у детей основывается на взаимодействии принципов природосообразности, аксиологического, культуросообразности, принципа приоритетности социального опыта ребенка, социальной общности и сотрудничества, педагогического взаимодействия с семьей ребенка. Каждое ДОУ должно не только воспитывать и образовывать ребенка, но и вести просветительскую работу по вопросам воспитания и образования дошкольников в процессе взаимодействия с семьей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи выступает, как показатель эффективности взаимной деятельности по формированию ключевых компетентностей у старших дошкольников. Основной целью данного взаимодействия является создание условий для повышения педагогической компетентности родителей по вопросам компетентностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста.
К современным тенденциям формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста исследователи относят: комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, объединение усилий педагогов и родителей; накопление разнообразного практического социального опыта старшим дошкольником, что также возможно через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка; создание условий для «правилосообразной линии поведения в новых условиях»; учет степени эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника, взрослого при организации совместной деятельности; организация проблемных ситуаций накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.
После мероприятий, позволяющих детям и взрослым решать проблемы социально-нравственного характера, создавать совместный творческий продукт, обмениваться впечатлениями от результатов совместной деятельности, нами отмечена склонность детей к проявлениям интереса к эмоциональному состоянию сверстника, родителя, степень интенсивности эмоциональных проявлений выражена. Дети чаще стали выражать чувство доверия (к представителям своего и противоположного пола).
Составляющими социальной компетентности являются:
Когнитивный компонент:
- представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;
- представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;
- понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;
- понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;
Эмоциональный компонент:
- отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;
- отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;
- отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами
- отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;
- умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях;
Поведенческий компонент:
- умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок—сверстники», «ребенок-взрослый»;
- умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Начальный уровень взаимодействия с родителями зависит, по мнениисследователей, от образовательного потенциала семьи.
|