Степанова Марина Юрьевна. Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации

Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных дошкольных учреждений и школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но в реальности ситуация такова, что попасть в дошкольное учреждение и школу для того чтобы воспитываться и получать образование могут только дети с некоторыми нарушениями, а часть детей не могут попасть в дошкольное учреждение, а в дальнейшем и в школу. Растущее же количество детей с множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование.

 

Для детей с сочетанными диагнозами, и детей которые по медицинским показаниям не могут посещать дошкольное учреждение или школу, как правило, предусмотрена индивидуальная форма обучения.

В этом случае с проблемой сталкивается педагог, создание специальных программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта, и поэтому программа должна создаваться для каждого ребенка индивидуально, Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами психических нарушений. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, может посещать дошкольное учреждение, обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и «сложностей поведения», крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе.

В процессе работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как учителя-логопеда, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных образовательных подходов, специальных условиях реализации программных требований и образовательных стандартов. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать. Этих детей необходимо научить выражать свои просьбы и озвучивать проблемы и нужды, научить общаться друг с другом, формировать коммуникативные компетенции.

Целью нашей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в рамках процесса их социализации, образовательных мероприятий, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашем детском саду дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

  • создание условий для социализации и коммуникации детей с ограниченными возможностями
  • обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам
  • формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями
  • снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
  • формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует вся коррекционно — развивающая деятельность, которая включает в себя: работу воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. В рамках данной программы, формирования механизмов социальной адаптации детей с интеллектуальными проблемами, наши дети ежедневно во вторую половину дня со своими воспитателями выходят в общеобразовательные группы. Весь коллектив детей делится на несколько групп и занимается в разных общеобразовательных группах с учетом психического и физического состояния здоровья и личных привязанностей. В условиях расширения зоны коммуникации дошкольников педагогами организованы различные формы и виды совместной деятельности. Это может быть свободная игровая деятельность, в процессе которой все дети вместе выбирают игры, используют необходимые атрибуты, и даже обсуждают правила той или иной игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимой, а тем более ведущим видом деятельности.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность, навык коммуникации в процессе коллективных методов работы.

Поэтому педагоги проводят различные по тематике совместные занятия по всем видам продуктивной деятельности.

В ходе коррекционно-развивающих мероприятий в свободном режиме социализации педагоги и специалисты групп организуют совместное чтение художественной литературы с последующей театрализацией прочитанных произведений.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей

В процессе занятий решаются следующие задачи:

  • развитие и коррекция основных видов движений
  • развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики
  • развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

  • творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии
  • комплексные игры различной подвижности и разной направленности
  • релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Группа детей с ОВЗ очень неоднородна, а групповая форма занятий им необходима в рамках социализации и подготовки к предстоящим школьным условиям. Поэтому индивидуальный и дифференцированный подход на каждом занятии является одним из основных компонентов коррекционно-развивающей деятельности.

При организации некоторых занятий в группе мы не разделяем детей, имеющих разные возможности здоровья и интеллектуальных возможностей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации и коммуникации у одних и формирует толерантность и отзывчивость у других, что предоставляет возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общегрупповых, спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами детского коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

При организации и проведении таких занятий использовались следующие принципы:

  1. принцип интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии);
  2. принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации;
  3. принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию. При проведении занятий реализовывались различные формы (фронтальные и индивидуальные занятия) и методы работы (словесные и объяснительно-иллюстративные).

Цели, задачи и содержание занятий учитывали возраст детей, уровень интеллектуального и психического развития

Занятия специалистов проходят как по принципу полной интеграции, так и частичной.

Описанная выше комплексная, систематическая разноплановая деятельность показала, что включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации, успешной коммуникации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум. Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. Наш опыт показал, что, более плавная адаптация ребёнка к условиям пребывания в детском саду происходит, если он посещает вечерние занятия в развивающей среде с воспитателем и специалистом. Особенно это актуально для детей со сложными и смешанными дефектами.

Анализ результатов обследования детей в ходе работы над программой дает возможность сделать вывод о том, что в начале учебного года большинство детей группы демонстрировали низкие показатели социальной нормализации и коммуникативных навыков у детей. У некоторых возникали трудности в общении, они не могли сконцентрировать свое внимание на работе, постоянно отвлекались по пустякам, не все дети могли планировать свою работу. Они не могли предложить свою помощь тем, кто нуждается в ней и обратиться с просьбой при необходимости.

В конце года уровень социальной нормализации, адаптации и коммуникативной компетенции детей группы находился в положительной динамике. Дети стали более спокойные, уравновешенные, все чаще стали проводить время в совместных играх. Если возникают конфликтные ситуации, то ребята сами или вместе с воспитателем находят выход из них. Снизился уровень тревожности. Это результат целенаправленной, систематической, правильно организованной работы и коррекции.

К концу учебного года планомерная реализация программы дала свои положительные результаты. У детей с ограниченными возможностями наблюдаются успехи в социальной адаптации и нормализации, а у детей нормально развивающихся формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями.

Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ.

В перспективе мы планируем совершенствовать разработанную нами программу, более тщательно продумать работу с родителями, добиться выхода детей интегрированной группы на высокие показатели по социальной адаптации, коммуникативного развития и нормализации.

Просмотров: 429
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Искра Виктория Васильевна. Статья 'Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья'
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Прокофьева Лия Вячеславовна. ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
  • Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
  • Жолобова Оксана Сергеевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
  • Шишкова Елена Валерьевна. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Трудности дороги к знанию»
  • Зинаида Михайловна Гарага. Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Пасхальная радость»
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Петина Светлана Владимировна. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Степанова Марина Юрьевна. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Ланчева Наталья Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Зеленая аптека»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь