Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Анохина Наталья Николаевна воспитатель детского сада № 32 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного образовательного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. В дошкольных учреждениях взаимодействию с семьей уделяется особое внимание.

 

Между тем, современная система образования построена таким образом, где взаимодействие детского сада и семьи ограничивается в сложившемся стереотипном опыте работы с родителями, включающее в себя:

  • ежедневное общение во время приема детей
  • родительское собрание
  • участие родителей в праздничных вечерах
  • участие родителей в благоустройстве группы.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические задания. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проект.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя

Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать:

  • в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи
  • какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов — пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

День открытых дверей является ознакомлением родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; демонстрацией всех видов деятельности по развитию личности каждого ребенка. Сегодня родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах желательны показательные занятия. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Выставки детских работ являетсяинтересной формой организации. На них могут быть представлены совместные работы педагога и детей, родителей и детей. Сегодня постепенно в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой – то общей темой. Каждый проект завершается большой выставкой, которая приносит большое удовольствие и детям, и родителям, а также становится стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой – либо причине не смогли сделать этого раньше

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно выставки бывают тематическими, посвященными какому – то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей.

Информационные стенды являются традиционным оформлением в группах. На таких стендах представлены разнообразные сведения: Основные требования к оформлению в группах информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

Папки – передвижки призваны более подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть её в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др. папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

Таким образом, использование педагогами наглядно информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.

С целью повышения уровня знаний педагогов и родителей в вопросах развития, воспитания и обучения, детей старшего дошкольного возраста, оказания практической помощи в решении возникающих проблем у родителей детей, посещающих наше дошкольное учреждение, мною был создан семейный клуб выходного дня «Капитошка».

Организация клуба предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетоминтересов и возможностей старших дошкольников, потребностей детей и родителей. Цели работы этого клуба – помочь родителям осознать особую значимость периода детства в жизни человека; убедить в необходимость воспитывать ребенка с учетом общих закономерностей развития и его природной индивидуальности; оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания дошкольника, позволяющих ему чувствовать себя уютно в детском саду. Постепенно в результате совместной деятельности с родителями складываются доверительные отношения. Теперь они принимают наши советы как поддержку, а не как посягательство на свои права. Воспитатель становиться их союзником. Совместная работа воспитателей и родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Родители наших воспитанников стали активными участниками всех дел детского сада, помощниками педагогов.

Просмотров: 622
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Вера. Философия взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей
  • Шек Ирина Юрьевна. Сотрудничество родителей и педагогов детского сада в совместной досуговой деятельности
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Анжелика Красавцева . Сотрудничество педагогов и родителей в рамках дошкольного учреждения
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Бабасиева Наргиз Аседуллаевна. КВН «Книга в кругу семьи» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей возрастной группе»
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Федоренко Галина Леонидовна. Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь