Хрусталева Татьяна. Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи в контексте ФГОС

Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи в контексте ФГОС

(из опыта работы воспитателя Хрусталёвой Татьяны Николаевны).

Комитет образования Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Советский»

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ.

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

 

Скачать конспект

Не существует другого такого института, кроме института семьи. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Сегодняшнее общество обременено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском довольно трудно сохранить благоприятный климат в семье, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте.

Мне в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций — браки молодых родителей, не умеющих договариваться, через короткое время распадаются, и дети растут в неполной семье. Так же часто приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня наших родителей (36% имеют среднее и неполное среднее образование). Родители не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Очень огорчает и то, что не все родители прислушиваются к советам педагогов и специалистов, работающих в детском саду. А ведь именно воспитатель знает, как увлечь и занять малыша. Может помочь советом по воспитанию ребенка, постарается объяснить особенности его поведения.

Анализируя проблемы, с которыми мне как воспитателю приходится сталкиваться в работе с родителями, я сделала вывод, что большая часть затруднений в сфере воспитания дошкольников происходит из-за недостатка взаимопонимания между детским садом и семьей, а также по причине педагогической некомпетентности родителей.

Я пришла к выводу, что только более «открытое» и тесное сотрудничество между педагогом и семьёй приведет к обеспечению полноценного развития личности ребенка.

С этой целью в своей работе уже второй год в нашей группе практикуется работа семейного клуба «Солнышко».

Основные задачи семейного клуба «Солнышко»:

  • установление контакта с семьёй, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.
  • Привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов воспитания ребенка.
  • вовлечение родителей в воспитательно — образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности;

Основные направления работы семейного клуба «Солнышко»:

  • повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста;
  • популяризация деятельности ДОУ среди населения поселка;

В работе семейного клуба «Солнышко» используются как традиционные формы взаимодействия:

  • беседы со специалистами
  • оформление папок-передвижек
  • консультации
  • совместные праздники и развлечения

Так и нетрадиционные формы взаимодействия:

  • фотовыставки
  • выпуски плакатов
  • круглый стол
  • презентации
  • совместные прогулки
  • мастер-классы

Чтобы хорошо узнать родителей своих воспитанников я начинаю работу с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провожу анкетирование. Личные беседы помогают правильно выстроить работу, сделать ее более эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Уникальность моего клуба заключается в интегрированном подходе к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности посредством творческой деятельности с привлечением родителей к сотрудничеству в плане единых подходов воспитания ребенка. Говоря языком В. А. Сухомлинского, надо чтобы ребенок «…не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом».

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирожденный художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

В процессе работы у малышей формируется творческое отношение к окружающему миру. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Родители на моих занятиях получают положительный эмоциональный заряд, учатся играть и мастерить вместе со своим малышом, с моей помощью они учатся видеть своего ребенка как творческую личность, понять его мировоззрение. Налаживается более чуткое понимание между родителями и детьми, что ведет к укреплению внутрисемейных связей.

Для родителей я организовываю совместные с детьми мастер-классы по изготовлению мягкой игрушки и забавные их обыгрывания.

Вместе мы изготавливаем развивающие игры для детей. Так на последнем занятии мы изготовили игру «Мемори» с математическим уклоном. Играя в эту увлекательную игру, дети с легкостью запоминают цифры.

Я знакомлю родителей с увлекательными играми, не требующими материальных затрат, в которые они могут дома играть со своим ребенком.

Игра «Дорисуй». Дети с радостью угадывают животное из сказки и дорисовывают его.

Знакомлю родителей с нетрадиционной техникой рисования

Очень радует, что после наших встреч родители и дома стали больше уделять внимания творческому развитию своих детей.

Они с радостью изготавливают вместе с детьми различные атрибуты к играм, поделки и развивающие игры, которые дети приносят в детский сад. А это в свою очередь ведет и к пополнению развивающей среды группы результатами детского творчества. А ведь именно к этому и призывает нас ФГОС ДО.

Играя с играми и игрушками, сделанными своими руками, дети стали более бережно относиться и к другим игрушкам.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным,

на достигнутом я не останавливаюсь. Я всегда нахожусь в творческом поиске.

Преимущества моей системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

  • Это положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию детей.
  • Это учет индивидуальности ребенка.
  • Это укрепление внутрисемейных отношений,
  • Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
  • Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка совсем другая:

  • Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения между семьями группы.
  • Со мной стали теснее и ближе общаться не только родители- активисты, но и родители, которые раньше не проявляли большого интереса к жизни детского сада.
  • Пока еще инициатива больше исходит от меня, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто семьи не сотрудничали с ДОУ.
  • Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, больше рассказывают о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
  • Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников в детском саду даёт положительные результаты. Своей работой я убедила родителей, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Литература:

  • Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 2
  • Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
  • Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
  • Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
  • Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
  • Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
Просмотров: 340
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Давыдова Елена Александровна. Доклад на тему «Система и формы работы ДОУ с родителями в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов к основной программе ДОУ»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Березина Елена Евгеньевна. Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность.
  • Калимуллина Рита Разифовна. СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Саттарова Ольга Владимировна. Рабочая программа Родительского клуба для адаптации детей и родителей к ДОУ
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Маранина Ирина Антоновна. Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь