(из опыта работы воспитателя Хрусталёвой Татьяны Николаевны).
Комитет образования Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. п. Советский»
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ.
Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Скачать конспект
Не существует другого такого института, кроме института семьи. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Сегодняшнее общество обременено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском довольно трудно сохранить благоприятный климат в семье, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте.
Мне в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций — браки молодых родителей, не умеющих договариваться, через короткое время распадаются, и дети растут в неполной семье. Так же часто приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня наших родителей (36% имеют среднее и неполное среднее образование). Родители не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Очень огорчает и то, что не все родители прислушиваются к советам педагогов и специалистов, работающих в детском саду. А ведь именно воспитатель знает, как увлечь и занять малыша. Может помочь советом по воспитанию ребенка, постарается объяснить особенности его поведения.
Анализируя проблемы, с которыми мне как воспитателю приходится сталкиваться в работе с родителями, я сделала вывод, что большая часть затруднений в сфере воспитания дошкольников происходит из-за недостатка взаимопонимания между детским садом и семьей, а также по причине педагогической некомпетентности родителей.
Я пришла к выводу, что только более «открытое» и тесное сотрудничество между педагогом и семьёй приведет к обеспечению полноценного развития личности ребенка.
С этой целью в своей работе уже второй год в нашей группе практикуется работа семейного клуба «Солнышко».
Основные задачи семейного клуба «Солнышко»:
- установление контакта с семьёй, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.
- Привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов воспитания ребенка.
- вовлечение родителей в воспитательно — образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности;
Основные направления работы семейного клуба «Солнышко»:
- повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста;
- популяризация деятельности ДОУ среди населения поселка;
В работе семейного клуба «Солнышко» используются как традиционные формы взаимодействия:
- беседы со специалистами
- оформление папок-передвижек
- консультации
- совместные праздники и развлечения
Так и нетрадиционные формы взаимодействия:
- фотовыставки
- выпуски плакатов
- круглый стол
- презентации
- совместные прогулки
- мастер-классы
Чтобы хорошо узнать родителей своих воспитанников я начинаю работу с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провожу анкетирование. Личные беседы помогают правильно выстроить работу, сделать ее более эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Уникальность моего клуба заключается в интегрированном подходе к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности посредством творческой деятельности с привлечением родителей к сотрудничеству в плане единых подходов воспитания ребенка. Говоря языком В. А. Сухомлинского, надо чтобы ребенок «…не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом».
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирожденный художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
В процессе работы у малышей формируется творческое отношение к окружающему миру. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.
Родители на моих занятиях получают положительный эмоциональный заряд, учатся играть и мастерить вместе со своим малышом, с моей помощью они учатся видеть своего ребенка как творческую личность, понять его мировоззрение. Налаживается более чуткое понимание между родителями и детьми, что ведет к укреплению внутрисемейных связей.
Для родителей я организовываю совместные с детьми мастер-классы по изготовлению мягкой игрушки и забавные их обыгрывания.
Вместе мы изготавливаем развивающие игры для детей. Так на последнем занятии мы изготовили игру «Мемори» с математическим уклоном. Играя в эту увлекательную игру, дети с легкостью запоминают цифры.
Я знакомлю родителей с увлекательными играми, не требующими материальных затрат, в которые они могут дома играть со своим ребенком.
Игра «Дорисуй». Дети с радостью угадывают животное из сказки и дорисовывают его.
Знакомлю родителей с нетрадиционной техникой рисования
Очень радует, что после наших встреч родители и дома стали больше уделять внимания творческому развитию своих детей.
Они с радостью изготавливают вместе с детьми различные атрибуты к играм, поделки и развивающие игры, которые дети приносят в детский сад. А это в свою очередь ведет и к пополнению развивающей среды группы результатами детского творчества. А ведь именно к этому и призывает нас ФГОС ДО.
Играя с играми и игрушками, сделанными своими руками, дети стали более бережно относиться и к другим игрушкам.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным,
на достигнутом я не останавливаюсь. Я всегда нахожусь в творческом поиске.
Преимущества моей системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных отношений,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка совсем другая:
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения между семьями группы.
- Со мной стали теснее и ближе общаться не только родители- активисты, но и родители, которые раньше не проявляли большого интереса к жизни детского сада.
- Пока еще инициатива больше исходит от меня, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто семьи не сотрудничали с ДОУ.
- Совместная деятельность положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, больше рассказывают о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
- Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников в детском саду даёт положительные результаты. Своей работой я убедила родителей, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Литература:
- Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 2
- Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
- Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
- Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
- Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
|