Ильинская Юлия Андреевна. Методическая разработка «Дидактическая игра «Электронный жучок» как средство формирования навыков сотрудничества у дошкольников»

Методическая разработка «Дидактическая игра «Электронный жучок» как средство формирования навыков сотрудничества у дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 42»

Учитель – логопед МБДОУ города Костромы «Детский сад № 42» Ильинская Юлия Андреевна Кострома 2018 год

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой дидактическую игру «Электронный жучок» для детей старшей и подготовительной группы по развитию позитивной социализации дошкольников. Методическая разработка может быть предложена воспитателям и учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 5-7 –летнего возраста. Методическая разработка также может быть использована в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Пояснительная записка

ФГОС дошкольного образования (п. 3.2. 5) предусматривает формирование у детей позитивной социализации, то есть умения взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других людей.

 

Скачать конспект

Дидактическая игра дает возможность не только обучать дошкольников, но и организовать взаимодействие детей между собой, со взрослыми людьми (в данном случае с педагогом), таким образом формируя навыки сотрудничества.

Сотрудничество – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться.

Навыки сотрудничества – это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективном деле.

Кроме того, совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято, соблюдать правила.

Актуальность темы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании игровых методов в формировании личности ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие готовность к обучению в школе.

Дидактическая игра «Электронный жучок» предназначена для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Игру можно организовать как в групповой форме, так и в парах. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила, в игре предусмотрен порядок действий.

Цели игры:

Образовательная цель:

  • развивать зрительно — пространственные представления, слухоречевую память, внимание, предупреждать возникновение дисграфии в школьном возрасте.

Развивающая цель: развитие навыков сотрудничества для формирования позитивной социализации воспитанников

Задачи:

  • развивать внимание и наблюдательность, умение договариваться
  • развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
  • сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию
  • развивать способность к согласованности действий с партнёром
  • развивать навыки группового взаимодействия.

Оборудование:

игровое поле с картинками (вешается на доску) (приложение 1); «электронный» жучок (фигурка жучка, которую дети в процессе игры передвигают по игровому полю);

молоточек для подачи звукового сигнала

Основная часть

Описание игры: на доске крепится игровое поле, поделённое на квадраты. В каждом квадрате размещена картинка с изображением какого-либо предмета, животного и др. В центре поля расположен пустой квадрат. Отсюда начнет движение «электронный» жучок.

Детям раздаются фигурки жучков желтого, зелёного и коричневого цвета. Те дети, у кого жучки желтого цвета, будут отдавать команды жучку, прокладывать для него маршрут. Дети, у которых коричневые жучки, будут управлять жучком, согласно выстроенному маршруту, передвигать его по игровому полю. Те, кому достались жучки зелёного цвета, должны подавать звуковые сигналы молоточком. Электронный жучок может перемещаться только по звуковому сигналу (один удар молоточка). Останавливается жучок тоже по звуковому сигналу (три удара молоточком). Для этого нужно быть очень внимательным и слушать все инструкции отдающего команды.

Дети по очереди отдают команды электронному жучку. Например: 2 клетки вправо, одну клетку вверх, три клетки влево и так далее.

Звучит один удар молоточка, и «электронный жучок» начинает свое движение по игровому полю по команде игрока, который прокладывает маршрут. Игра продолжается до тех пор, пока игрок, имеющий жучка белого цвета, не подаст три звуковых сигнала.

Управляющий жучком должен сказать, где (на какой картинке остановился) «электронный» жучок. Например: «электронный» жучок остановился на картинке «УТЯТА».

Далее педагог организует интерактивную беседу с детьми.

Вопросы направлены на закрепление ранее полученных знаний по развитию речи (старшая группа) и по обучению грамоте (подготовительная группа).

Сначала педагог задает вопросы детям, затем организует детей задавать вопросы друг — другу. Вопросы могут быть направлены на развитие звукового, слогового, семантического анализа слов, или же связаны с подбором слов – признаков, действий к предметам, составлению предложений с данным словом, а также могут быть посвящены закреплению знаний об обобщающих понятиях.

Примеры вопросов:

  • назови первый (последний) звук в слове
  • назови количество слогов в слове
  • назови второй слог в слове
  • подбери к слову признак (действие)
  • поставь к слову вопрос (кто или что?)
  • придумай предложение с данным словом
  • назови, какие фрукты ты знаешь

Можно организовать аналогичную игру в парах. Для этого каждой паре выдается подобное игровое поле маленького размера. Картинки в игровом поле могут быть подобраны на разную тематику, и тогда можно реализовать различные задачи. Например, закрепить знания по лексическим темам или автоматизировать (дифференцировать) звуки в речи детей.

В конце игры проводится рефлексия, в ходе которой подчеркиваются достижения каждого ребенка. Педагог подводит детей к пониманию того, что их согласованные действия, правильное, безошибочное, быстрое выполнение заданий влияют на успех игры.

Заключение

Таким образом, через дидактическую игру можно формировать у детей позитивную социализацию. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности ребенка. В игре развиваются коммуникативные умения дошкольников, они учатся полноценному общению друг с другом. А в дидактической игре, кроме умения сотрудничать, взаимодействовать детей между собой и со взрослым, решаются еще и образовательные задачи.

Просмотров: 529
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Бахтеева Мария Андреевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЗАМКНУТЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Егошина Ольга Николаевна. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
  • Пашедко Мария Рафиковна. Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
  • Божко Татьяна Петровна. Методическая разработка 'Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре'
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Дерябина Марина Валерьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развивающая настольная игра «Умная книга» для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Шиляева Татьяна Равильевна. Методическая разработка конспект: Дидактическая игра «Спрячь зайку». Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП).
  • Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна. Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Владельщикова Татьяна Геннадьевна. Методическая разработка игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «По небу плыли облака»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь