Дубровина Алефтина Викторовна. Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника»

Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника»

Автор — составитель: Дубровина Алефтина Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории, СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица, «Детский сад «Красная Шапочка», Самарская область, Россия.

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Группа: вторая младшая

 

Скачать полный конспект

Актуальность:

Основными понятиями ФГОС являются термины «индивидуализация» и «социализация».

На этапе дошкольного развития у ребенка формируется особая позиция к миру: создается его система общения, усваиваются этические нормы.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры. И это приобщение происходит через игру.

Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается.

Новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так, как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе и приносят новый социальный опыт.

Таким образом, развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности (самостоятельность, развитие творческой инициативы, приобретение социального опыта и др.), необходимых в современных условиях перехода на ФГОС.

Цели работы:

  • Воспитание активно- положительного, доброжелательного отношения к взрослому.
  • Формирование дружелюбных отношений между детьми, умение общаться и дружить.

Задачи:

  • Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности (помочь другому, выручить из беды, сделать приятное учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты и др.)
  • Развитие сенсорных и познавательных процессов
  • Воспитание культуры поведения.

Своеобразие работы:

  • Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.
  • Большое значение имеет совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребёнка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями.

Описание работы:

Сущность развивающей игры

Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Цель игры имеет два аспекта:

  1. познавательный, т. е. то, чему мы хотим научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
  2. воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. Эти задачи помогают социализировать детей (золотое правило ФГОС)

Подбор игр

Подбор игр не должен быть случайным. Игры необходимо подбирать в последовательности, продиктованной закономерностями развития ребёнка. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Исходя из этих целей, использую такую классификацию.

Классификация развивающих игр

Игры, сближающие малышей друг с другом и воспитателем

В этом возрасте многие дети впервые приходят в детский сад. В их жизни происходят большие перемены (незнакомые взрослые и дети, непривычные требования, разлука с мамой, неумение общаться с другими детьми и тд.). Всё это вызывает у детей тревогу, напряжённость, неуверенность, создаёт неблагоприятный эмоциональный фон. Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры.

Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит малышей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребёнка.

Игры проводятся в порядке возрастания требований к поведению ребёнка в группе.

Первыми и самыми простыми являются те забавы и хороводы, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково: «Солнышко и дождик», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Лови – лови!» и др.

Они помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью, создают положительный, эмоциональный настрой.

Игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре: «Воробышки и автомобиль», «Лохматый пёс», «Салочки – выручалочки» и другие.

У детей развиваются такие качества, как смелость, ответственность, артистизм.

Несколько сложнее для детей игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами: «Куклы пляшут», «Подарки», «Магазин игрушек», «Я принёс тебе подарок» и др.

Такие игры направлены на развитие гуманных и нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях: помочь другому, уступить, доставить приятное и пр.

У детей развиваются такие качества, как: решительность, организованность, осознанность, что является предпосылкой участия его в последующих играх, направленных на познавательное и умственное развитие. Они создают необходимый эмоциональный и волевой фон для остальных игр.

Например, игра «Магазин игрушек» поднимает детей на новую ступеньку в развитии игрового партнёрства и сотрудничества. Характер игровых действий становится ролевым. Участники игры выполняют разные роли — игрушек и покупателей. Роль продавца выполняет воспитатель. Основным средством выполнения роли являются выразительные движения какой-либо игрушки (заяц-прыгает, кукла- танцует, волчок- кружится и тд.). Покупатели приходят по очереди, здороваются, просят показать игрушку. Продавец «заводит» игрушку ключом, она оживает. Покупатель должен отгадать, что это за игрушка и забирает её с собой.

Игра «Магазин игрушек»

Таким образом, общение и взаимосвязь детей в данной игре поднимаются на новый уровень, поскольку включают элементы творческого сотрудничества и разделение функций. Обогащается игровой опыт детей и постепенно подготавливается переход к сюжетно – ролевой игре.

Игры на развитие сенсорного восприятия

Значительная часть игр посвящена актуальному для этого возраста сенсорному воспитанию. Особенно важно такое воспитание в младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок ещё не выделяет и не осознаёт отличительные качества окружающих предметов.

Такие игры направлены на развитие сенсорных эталонов у детей. Играя, ребёнок учится различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования, учится различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать словом. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и др.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности.

В играх «Поехали мои коробочки», «Цветовое лото», «Отгадай, что в мешочке», «Чей коврик лучше», «Принеси и покажи» и др. усложняется характер игрового общения детей. Дети учатся общаться друг с другом, радоваться успехам сверстников, уступать друг другу, приобретают опыт дружеского игрового партнёрства.

Игра «Цветовое лото»

Игровые правила разработаны таким образом, что в ходе совместной игры её участники заинтересованно следят за действиями друг друга и не только оказывают помощь в решении обучающей задачи (в названии цвета), но и стремятся выиграть приз для товарища. Игра способствует развитию таких нравственных качеств личности ребёнка, как внимание друг к другу, готовность сделать что-то приятное для другого, стремление содействовать достижению общей цели (закрыть все кружочки на больших картах и полюбоваться ими в конце игры).

Игры на развитие основных познавательных процессов

Цель:

В таких играх ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В играх создаётся необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведёт к развитию ребёнка.

Игры на внимание

Внимание младшего дошкольника развито слабо. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением.

Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием с помощью игр: «Раз, два, три – говори!», «Пальчик», «Прятки с игрушками», «Отзовись, не зевай!», «Волшебный столик», «Палочка и колпачок» и др.

Характерным для таких игр является наличие текста, как правило, стихотворного ( «Узнаёшь мой голосок? Назови меня, дружок», «Столик, столик, послужи, нам игрушки покажи» и др.), который направляет внимание детей, напоминает им правила и условия их выполнения.

Игры можно проводить со всей группой детей, малыми группами (5-6 человек) и парами по 2 человека. Совместные игры сближают малышей друг с другом, развивают и забавляют детей ( «Прятки с игрушками», «Волшебный столик»).

В игре «Пальчик» дети действуют по очереди.

Данная игра развивает целенаправленное внимание. В процессе игры ребёнок выбирает из большего количества предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. В качестве награды за то, что он был внимательным, ребёнок получает найденную картинку. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками. Чтобы предупредить попытку ребёнка искать руками, вводится специальное ограничительное правило: держать палец у края стола, пока не будет названа картинка ( «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится… ведро?») Решение познавательных задач проходит в ситуации игрового соревнования. Действуя по очереди, малыши учатся считаться друг с другом, доброжелательно относиться к сверстникам.

В этой игре не должно быть проигравших. Воспитатель контролирует ситуацию и даёт возможность выиграть каждому ребёнку. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли.

Игры на развитие речи и мышления

Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом.

Игры по развитию речи направлены:

  • на развитие звукопроизношения: «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!»
  • на обогащение словаря: «Где спрятался зайчик?», «Зайчик и мишка»
  • на развитие связной речи: «День рождения куклы Алёнушки», «Что на картинке», театрализованные игры и др.

В играх на развитие мышления, дети учатся сравнивать и анализировать предметы, рассуждать, делать выводы: «Парные картинки», «Отгадай-ка!»

Игра «День рождения куклы Алёнушки»

Обучающая задача этой игры – развитие у детей связной речи. С помощью взрослого дети приучаются передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации. Гости, приглашённые куклой Алёнушкой на день её рождения, приносят ей подарки, рассказывают о их назначении.

В игре дети приобретают новый и нужный им нравственный опыт – опыт доброжелательного общения и добрых поступков, знакомятся с правилами этикета: культурой общения, умением вести себя в гостях.

Игры на развитие памяти

Память – необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Ребёнок не рождается с готовой памятью (хотя наследственность присутствует). Она развивается как и сам ребёнок в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. И конечно же в актуальной для него – игровой. В играх у ребёнка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определённые умственные усилия, для того, чтобы запомнить и припомнить нужные ему сведения, а в игровой ситуации такие приёмы легче осваиваются детьми.

Можно использовать игры: «Переполох», «Что достать тебе, дружок?», «Кто здесь прячется?», «Мамины помощники» и др.

Игра «Кто здесь прячется?» В этой игре дети учатся очень простым приёмом смыслового запоминания и припоминания, который заключается в установлении смысловых связей между объектами, изображёнными на картинках. Опираясь на свой опыт (игровой, познавательный, жизненный), дети приучаются воспринимать и запоминать предметы не изолированно, а в их жизненно- практических отношениях друг с другом. Например: яблоко, апельсин, груша и ваза для фруктов; чашка, ложка, тарелка и стол; полотенце, мыло, зубная щётка и раковина и др.

Согласно игровому замыслу, картинки вначале раскладываются в определённом порядке, потом прячутся и снова находятся. Знакомая детям ситуация игры в прятки, побуждает их к успешному решению обучающей задачи — припомнить, что находится в определённом месте (там, где постучала палочка).

Воспитательное значение игры заключается в том, что дети приучаются действовать в согласии друг с другом, соблюдая очерёдность.

Игра «Мамины помощники» носит сюжетный характер. Воспитатель берёт на себя роль мамы, которая даёт своим детям (помощникам) поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении со взрослыми. Он обеспечивает эмоциональную включенность детей в игру, побуждает к условным игровым действиям.

Осмысленное и целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешному осмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно для обучения на занятиях и для их дальнейшей жизни.

Выводы:

Таким образом, развивающие игры оказывают положительное влияние:

  • на развитие познавательных процессов
  • на формирование важных личностных качеств, необходимых современному человеку, таких как: организованность, ответственность, воля, развитие творческой инициативы.
  • способствуют воспитанию доброжелательности, внимательного отношения к другому человеку, умению общаться друг с другом и взрослыми. Это обогащает детей новым социальным опытом.

Заключение:

Так как игра представляет собой совместную деятельность детей со взрослым, то задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются эффективными средствами в работе с детьми.

Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

Используемая литература:

  • З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
  • Серия журналов для детей и родителей «Учимся играя»
  • Е.Е Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми младшего возраста»
Просмотров: 493
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Полстяная Марина Алексеевна. Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Яковлева Наталия Викторовна. Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста в процессе игры
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Столбова Алеся Анатольевна. Развитие познавательных процессов через использование технологии «Сказочные лабиринты игры»
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Александрова Надежда Павловна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • Клюева Оксана Васильевна. Конструкт игры КВН между дошкольными образовательными учреждениями «Речевое развитие дошкольника»
  • Балова Ольга Ивановна. Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь