Конструкт игры КВН между дошкольными образовательными учреждениями «Речевое развитие дошкольника»
Подготовила и реализовала: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог Ханты-Мансийский автономный округ—Югра Октябрьский район пос. Унъюган Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» (МБДОУ «ДСОВ «Сказка»)
Цель: уточнить знания и умения педагогов по проблеме речевого развития детей.
Задачи:
- Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
- Повысить у педагогов компетентность в области развития речи дошкольников.
- Совершенствовать навыки логического мышления.
- Развивать педагогическую компетентность, умение работать в коллективе.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Коллектив детского сада очень рад встрече.
Считается, что игра-ведущая деятельность дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.
Сегодня я вам предлагаю поиграть. Как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного.
Для начала выберем 2 команды по 7 человек. Участник ответивший на вопрос правильно занимает любое удобное место. Итак,
Скачать: Конструкт игры КВН между дошкольными образовательными учреждениями «Речевое развитие дошкольника» (полный конспект)
«Литературная страница» выбор состава команд
Кто быстрее даст ответ
- Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
- Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». ( «Рукавичка».)
- Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
- Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
- Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? ( «Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
- Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
- О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте? (О мышонке.)
- Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные.
( «Гуси-лебеди».)
9. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? ( «Крошечка-хаврошечка».)
10. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?
( «Айога».)
11. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»?
(Воробей, мышонок и блин.)
12. Как хвастал заяц в одноименной сказке? ( «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».)
13. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
14. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
Замечательно. Вот наши команды: команда «ЗНАЙКИ» и команда «ГРАМОТЕИ». Хочу обратить Ваше внимание это команды не соперников, а друзей, людей, которые уважают и ценят друг друга. Наша сегодня игра- шутка и повод, чтобы побыть всем вместе и интересно провести время!
Команды поприветствуйте друг друга аплодисментами. Похлопали …
Уважаемые участники команд, вас ожидают занимательные вопросы, конкурсы и задания. Поскольку игра – соревнование, поэтому нам не обойтись без жюри. Поприветствуем членов нашего жюри: это наши руководители (Заплатина С.М., Старцева Л.В., и Борко М.Н.), которые будут следить за нашей игрой и оценивать конкурсы. Просим занять места.
Жюри, как видите, у нас достойно уваженья!
Им приходилось — и не раз — оценивать сраженья!
Итак, жюри мы доверяем — судьбу команд вручаем!
(Обращается к болельщикам)
Болельщиков предупреждаем, что встреча будет горяча!
И им от всей души желаем болеть без вызова врача!
А теперь пожелаю всем: Победившим – не хвалиться,
Проигравшим – не реветь!
Начинаем нашу игру и
1 конкурс Разминка «Сказочный конкурс». Правила очень простые: за каждый правильный ответ – 2 балла. Итак, я задаю вопросы, команды попеременно отвечают.
1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор... (Айболит)
2. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался... (Колобок)
3. «Нам не страшен серый волк, серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко три веселых … (поросенка)
4. Кто великий умывальник, умывальников начальник?
Кто мочалок командир? Это добрый... (Мойдодыр)
5. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
6. Сказки вы помните из книг любимых
И, конечно, мне ответите сейчас:
Кто охотился за Буратино?
Ну, конечно, злой разбойник... (Карабас)
Молодцы!
Конкурс 2. Игра «Да» или «Нет»
Командам по очереди необходимо быстро односложно ( «Да» или «Нет») ответить на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Общение является ведущим средством развития речи? (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря? (Нет.)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению? (Да)
- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи? (Нет)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием относится к разделу развития речи детей? (Нет)
- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы? (Да. Произносятся звуки.)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения? (Да)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя? (Нет)
И с этим заданием справились!!!
Следующий 3 конкурс называется «Расскажи стихи руками». Посмотрим, чьи пальчики самые артистичные и гибкие. Для выполнения этого задания прошу подойти ко мне по 2 участника из каждой команды. Сейчас я буду читать короткие стишки, а вам предстоит сопровождать мой рассказ показом на пальцах. Жюри оценивает конкурс за оригинальность и многогранность показа по 5 баллов.
Задание 1 команде:
1. Вот мостик горбатый,
Вот козлик рогатый.
На мостике встретил он серого брата.
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться.
И с козликом козлик стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались
И в речке глубокой вдвоём оказались.
Задание 2 команде:
2. Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Слышит: шорох раздаётся.
За кустом лиса крадётся.
Вот лиса раскрыла пасть!
Зайка – скок, скок, скок,
Прыгнул вбок – и наутёк!
Оригинально, молодцы!!!
Конкурс 4. Составьте структуру приемов обучения рассказыванию.
Уважаемые участники команд! Перед вами на мольберте вразброс находятся приемы обучения рассказыванию. Вам необходимо структурировать приемы, т.е. какой прием за каким идет. Задание понятно? Тогда приступаем. Жюри оценивает конкурс по 5-бальной шкале.
- Совместное рассказывание
- Образец рассказа
- Частичный образец (как разновидность образца рассказа (начало или конец рассказа)
- Анализ образца рассказа
- План рассказа
- Коллективное составление рассказа
- Составление рассказа подгруппами – «командами» (разновидность коллективного составления рассказа)
- Составление рассказа по частям
- Моделирование
Проверяем…………
Конкурс 5. «Соотнеси приемы методам» Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой. Давайте вспомним какие это методы?
(словесный, практический и наглядный). Вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды по очереди вытягивают билет и располагают на мольберте прием под соответствующий метод. Жюри оценивает каждый правильный ответ в 1 балл.
Словесный:
-Чтение произведение.
-Вопросы к детям по содержанию произведений.
-Пересказ произведения.
-Заучивание наизусть.
-Выразительное чтение.
-Беседа по произведению.
-Прослушивание грамзаписи.
Практический:
-Элементы инсценировки.
-Игры-драматизации.
-Дидактические игры.
-Театрализованные игры.
-Использование разных видов театра.
-Игровая деятельность.
Наглядный:
-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
-Элементы инсценировки.
-Движение пальцами, руками.
-Схемы.
-Алгоритмы.
-Просмотр видеофильмов, диафильмов.
-Оформление выставки.
Конкурс 6. «Мозговой штурм». Каждой команде я предлагаю список перечисленных задач по ознакомлению с художественной литературой. Ваша задача посовещавшись дать ответ какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи?
- Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
- Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)
Задание 7. Творческий конкурс. Оценка 5 баллов.
Уважаемые участники команд! Кто из вас не любил слушать сказку в детстве? Трудно представить наше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождается на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения.
И сейчас предлагаю каждой команде составить свою сказку с использованием оформительских материалов.
………Подходите, берите, составляйте………
Пока команды выполняют задание, поиграем с болельщиками.
Задание 8. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают):
- рациональное размещение в группе
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
- соответствие интересам детей
- постоянная сменяемость
- эстетическое оформление
- востребованность.
Молодцы! А теперь предлагаю расшифровать русские народные сказки.
Подойдите, пожалуйста, желающие ко мне.
Задание для болельщиков. «Расшифруй русскую народную сказку». В наборе букв зашифрованы русские народные сказки. Каждой команде необходимо составить правильное название сказок. Ответы необходимо составить на ковре. Учитывается скорость работы и правильность.
1 команда
Кашечрохав ( «Хаврошечка»)
боклоко ( «Колобок»)
зоркомо ( «Морозко»)
2 команда
Гукароснеч ( «Снегурочка»)
Комерет ( «Теремок»)
Щеинакатар ( «Тараканище»)
Молодцы!
Команды готовы рассказать нам свои сказки? Рассказывайте.
Хорошо, замечательно, познавательно…
Итак, сегодня в ходе игры мы с вами активизировали знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.
Мы благодарим всех участников за доставленное удовольствие и отличное настроение. Пусть совместные мероприятия в детских садах останется навсегда доброй традицией наших встреч.
Сейчас наступает самый важный момент. Кто бы ни оказался впереди, мы с уверенностью можем сказать: сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. А жюри тем временем подвело итоги.
Слово предоставляется жюри.
Ведущий: Благодарим участников команд за их находчивость, смекалку, стремление к познанию нового. До новых встреч!!!
Участникам под музыку вручаются грамоты.
Список используемой литературы
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Справочник старшего воспитателя/ авт. -сост. Н.А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997. – 287 с.
- Министерство образования и науки Российской Федерации [электронный ресурс]. – Режим доступа www. минобрнауки. рф, свободный.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.: Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с, ил.
Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием моделирования// Логопед. – 2010. — №8. – С.10-16.
9. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет /авт. Сост. Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136с.
|