(из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 38 «Колобок» г. Туапсе Чайковской Людмилы Юрьевны)
Педагогическая культура родителей и педагогов — один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним, из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Новые задачи, встающие непосредственно передо мной и дошкольным учреждением, предполагают открытость в работе, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с недостаточной информированностью как родителей о работе педагогов и специалистов ДО, так и педагогов о проблемах воспитания ребенка в семье.
Считаю, что на современном этапе модернизации системы образования, с принятием ФГОС ДО необходимы нововведения в сотрудничестве с родителями, разработка и внедрение системы работы для активного включения их в жизнь ДО.
скачать конспект
Именно поэтому вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия с семьей на сегодняшний день является одним из приоритетных.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольной организации.
В наше время проблемы экологического воспитания выходят на первый план, и им уделяется все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека.
Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Сотрудничество с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную окраску.
Только современными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитывать экологически грамотного человека.
В своей группе мы организовали работу экологического родительского клуба «Берегиня» с целью формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Основные задачи деятельности клуба:
- Подвести к пониманию важности и проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
- Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы с родителями.
- Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи.
- Активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Родительское собрание «Войди в природу другом» (старшая группа)
Предварительная работа:
- изготовление приглашений
- выставка детских рисунков «Мир глазами детей»
- конкурс совместных поделок детей и родителей «Лучшая поделка из природного материала».
Цель:
- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры
- повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Ход собрания:
Участвуют две команды родителей «Василек» и «Ромашка»
1. Вводная часть
Воспитатель:
- Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: прикоснуться к природе можно только сердцем. Тема нашего родительского собрания «Войди в природу другом». В первой части нашего собрания предлагаю провести викторину между двумя командами родителей.
Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
Вопросы для команды «Ромашка»:
- Почему лес называют зеленой аптекой?
- Какие цветы расцветают ранней весной?
- При каких заболеваниях используется липа?
- Где уши у кузнечика?
- У какой птицы зимой появляются птенцы?
Вопросы для команды «Василек»
- Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
- «Какую траву любят кошки?
- Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?
- Какая ягода заменяет лимон?
- При каких заболеваниях используется мята перечная?
2. Основная часть
1. Выступление воспитателя группы
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть природы. Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» А сейчас давайте посмотрим, кокой видят природу наши дети (анализ детских рисунков) и посмотрим, какие замечательные поделки вы вместе со своими детьми сделали из природного материала.
- Уважаемые родители, расскажите, пожалуйста, какие виды совместной деятельности практикуются в ваших семьях при общении с природой? Давайте вместе подумаем над тем, как вызвать у ребенка интерес к природе, как его поддержать? (высказывания родителей).
- Да, вы во всем правы. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. Чтобы мир явился нашим детям красивым, мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему зеленому дому. Только опираясь на семью, только общими усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Чтобы развивать у детей интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах, я предлагаю создать экологический клуб «Берегиня», работа в котором сблизит детей и родителей, научит детей работать в команде, согласовывать свои действия с другими людьми. Члены клуба смогут вместе с детьми участвовать в природных акциях, проводимых в детском саду, совместных конкурсах, праздниках, развлечениях экологической направленности. Ознакомление родителей с Положением родительского клуба «Берегиня».
Голосование.
Выступление родителей с предложениями по работе клуба.
Утверждение перспективного плана работы клуба.
Заключительное слово воспитателя:
Берегите и охраняйте природу. Помните: бумага, брошенная вами,
будет лежать на земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет,
полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
|