Елена Киселева. Программа для детей старшего Дошкольного возраста: «Учим детей общению»

Программа для детей старшего Дошкольного возраста: «Учим детей общению».

Программа для детей старшего Дошкольного возраста: «Учим детей общению».
Разработал педагог-психолог I квалификационной категории:
Киселева Елена Евгеньевна
В своей работе с детьми я выбрала проблему общения как приоритетную, т.к. ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, провести коррекцию сложно. Необходимо помочь ребенку, научить его организовывать свое общение, разрешать конфликтные ситуации, чтобы этот фактор способствовал развитию таких личностных качеств, как инициатива, позволил ребенку увидеть свои возможности, повысить свою самооценку.

Скачать конспект

2.    Анализ проблемы.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально¬психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
-    желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу ).
-    Умение организовать свое общение ( Я умею ), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю ).
Проблеме общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психологическом развитии детей на разных генетических ступенях посвящены исследования М.И. Лисиной. В дошкольном возрасте
последовательно сменяют друг друга четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностное (2-6 мес.), ситуативно-деловое (6 мес.- 3 года), внеситуативно-познавательное (3-5 лет), внеситуативно-личностное (6-7 лет) и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое (3-4 года), ситуативно-деловое (4-5 лет), и внеситуативно-деловое (5-7 лет).
Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и формирования личности в целом.
В своих исследованиях А.Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослыми и сверстниками разновидность одной и той же коммуникативной деятельности и имеет форму эмоционально-практического общения. Главная цель этого общения - соучастие.
Взрослый в этот период должен не только помочь ребенку получать знания по эффективному общению, но и научить ими правильно пользоваться.
3.    Цель и задачи работы.
Целью данной программы является развитие навыков умелого общения на основе понимания эмоционального состояния себя и других.
Основные задачи:
-    развитие способности делиться своими чувствами, переживаниями.
-    воспитывать умение и желание сотрудничать.
-    развивать эмпатию к сверстникам.
-    умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
-    развитие доброжелательного отношения к окружающим.
4.    организация деятельности.
4.1.    Временные характеристики программы.
Программа рассчитана на 3 недели работы психолога с детьми.
Состоит из 5 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю утром по 25-30 минут.
4.2.    Принципы построения программы:
-творческой активности;
- доверия и безопасности;
-    добровольности;
- партнерского общения.
4.3.    Принципы построения занятий.
Каждое занятие включает в себя упражнение на приветствие ( вербальное или невербальное ) для создания психологически комфортной обстановки, подготовки детей к занятиям и упражнение, направленное на развития внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям. Упражнения, содержащиеся в основной части занятия, подобраны исходя из цели занятия.
Заключительная часть включает в себя подведение итогов занятия и прощание.
4.4.    Методические приемы:
-    беседа;
-    рисование;
-словесные, подвижные и релаксационные игры;
-    анализ и инсценировка различных ситуаций;
-    чтение рассказов стихов.
4.5.    Характеристика клиента.
Занятия проходят в старшей группе (5-6 лет) в подгруппе 6 человек.
Занятие 1.
Цель: осознание своего «Я», своей индивидуальности.
1.    Давайте поздороваемся.
Каждое занятие начинается с приветствий, которые придумывают дети. Упражнение создает психологически комфортную атмосферу.
2.    Игра «Паровозик» (5, стр.35)
Цель: гармонизация осознания имени.
3.    Расскажи о своем настроении,
Цель: усиления внимания к своим эмоциям, настроению, осознание своего эмоционального состояния и умения выразить его словами.
4.    Игры «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» (4, стр. 32)
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил в голове, теле и сердце.
5.    Игра «Заяц-Хваста» (5, стр. 42)
Цель: гармонизация притязаний на признание.
6.    Выводы занятия.
7.    Прощание.
Занятие 2.
Цель: Развитие эмпатии, внимания к окружающим, умение учитывать интересы других.
1.    Давайте поздороваемся.
2.    Какого цвета мое настроение.
3.    Конкурс хвастунов (5, стр. 40)
Цель: развитие эмпатии, чувствования детьми друг друга.
4.    Игра «Головомяч» (4, стр.79)
Цель: развивать навыки сотрудничества
5.    Разыгрывание ситуаций.
Цель: развитие умения учитывать интересы других.
6.    Выводы о занятии
7.    Прощание.
Занятие 3.
Цель: развитие доброго отношения к людям, умения сотрудничать.
1.    Давайте поздороваемся.
2.    На что похоже мое настроение.
3.    Беседа «Кого мы называем добрым»
Цель: обогащение социального опыта детей знаниями о качествах способствующих эффективному общению.
4.    Игра «Сиамские близнецы»
Цель: развитие умения сотрудничать.
5.    Игра «Добрые волшебники»
Цель: развитие сопереживания другому.
6.    Выводы о занятии.
7.    Прощание.
Занятие 4.
Цель: развитие бережного отношения к людям, формирование понимания дружба.
1.    Давайте поздороваемся.
2.    Какое настроение у моего соседа.
3.    Поговорим о дружбе. Обсуждение случая.
Цель: сформировать у детей понятие «друг», «дружба», научить детей понимать, оценивать чувства и поступки других.
4.    Игра «Старенькая бабушка».
Цель: развитие сопереживания.
5.    Игра «Неожиданные картинки»
Цель: развитие бережного отношения к вкусам, мнениям и вещам других людей.
6.    Выводы о занятиях.
7.    Прощание.
Занятие 5.
Цель: развитие умения сотрудничать, решать проблемы путем переговоров.
1.    Давайте поздороваемся.
2.    Поделитесь своим настроением.
3.    Игра «Небоскреб» (4, стр. 81)
Цель: развитие умения сотрудничать.
4.    Игра «Сладкая проблема» (4, стр. 132)
Цель: развитие умения решать проблемы путем переговоров.
5.    Выводы.
6.    Подведение итогов занятий.
7.    Прощание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1996.
2.    Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М., 2000.
3.    Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.- М.: Владос,2003.
4.    Фопель К. Как научить детей сотрудничать?- М.: Генезис, 1998.
5.    Хухлаева О.В. Лесенка радости.- М.: Совершенство, 1998.
б.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения.-    СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Просмотров: 633
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Романова Валентина Викторовна. Особенности обучения дошкольников технике выполнения метания в цель и на дальность.
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Диких Татьяна Викторовна. Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Менщикова Марина Александровна. Обобщение опыта работы по теме «Развитие диалогического общения у дошкольников»
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие диалогического общения у дошкольников
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Квасова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей в процессе повседневного общения»
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Методическая разработка. Консультация «Игра средство общения детей».
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Каташова Елена Дмитриевна. Родительская гостиная «Как научить ребенка речевому общению»
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь