Кумова Ольга Михайловна. «Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях МАДОУ «Детский сад №14»

«Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях МАДОУ «Детский сад №14»

Общие сведения

Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья выполняет ряд функций: воспитательную, хозяйственно-бытовую, социализирующую, терапевтическую (поддержка), духовную и др.

Главная функция семьи — репродуктивная, то есть обеспечение появления и воспитания потомства.

 

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, вы-бранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье. Благополучная семья — это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными и межличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и ал-коголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.

Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.

Главной характеристикой этих семей является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, неудовлетворение его нужд. Это семьи, в которых ребенок испытывает не-благополучие:

  • переживает дискомфорт
  • стрессовые ситуации
  • жестокость
  • насилие
  • пренебрежение со стороны родителей

- голод и т. д.

К таким семьям относятся: асоциальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.

В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому семьи, испытывающие эти проблемы, и называют неблагополучными или проблемными. Кризисная ситуация, сложившаяся в этих семьях, оказывает непосредственное влияние на воспитывающихся в них детей через различные виды аномального воздействия

  • психические (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.);
  • физические (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.);
  • социальные (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают ребенка, забирают документы и шантажируют).

Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д.

Для детей из таких семей характерны

  • задержка темпов интеллектуального и психического развития;
  • неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты;
  • негативное эмоциональное состояние (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервно- психическим расстройствам);
  • нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм);
  • низкий уровень сформированности игровых навыков;
  • отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены;
  • подверженность хроническим заболеваниям.

В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной де-ятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.

Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска». К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.

Важным условием оказания помощи является раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и в «группе риска». Считается, что за 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Поэтому, чем раньше будет выявлена такая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Организация работы с семьями «группы риска» в условиях ДОУ

Главной целью работы МАДОУ № … является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ

Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Задачи

Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.

Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.

Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

  • 1-й этап: выявление семей группы риска Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».
  • 2-й этап: установление контакта с семьей Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
  • 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитанияположение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семей-ного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использует следующие методы психологической диагностики: те-сты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости психолог посещает семьи воспитанников.

Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.

  • 4-й этап: составление картотеки семей «группы риска». Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
  1. Социальный паспорт семьи
  2. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
  3. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
  4. Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения
  • 5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки), в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.

Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатри-ческой и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей социальным педагогом в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консуль тации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.

Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации психолога.

Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

  • 6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска».

Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи.

Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:

  • психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
  • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
  • педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
  • правовой (повышение правовой компетентности родителей);
  • медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:

  • воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода
  • создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

- осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.

Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, социальной за щиты населения, прокуратурой, органами опеки и попе-чительства, психолого-медико-педагогической комиссией, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, ГОВД и со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, психиатры).

Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

Работа с детьми. С детьми работают воспитатель и все специалисты ДОУ. Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации.

Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.

Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников.

Музыкальный руководитель проводит занятия, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры.

Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, вы-носливость, ловкость и т. д.), закаливание, самомассаж, кинезотерапию.

Работа с семьями воспитанников в рамках психолого-педагогического сопровождения семей «группы риска» с ними работают воспитатель и все специалисты ДОУ.

Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.

Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного -воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения.

Учитель-логопед проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению.

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОО.

В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска». Этим занимается ответственный по работе с такими семьями (как правило, это заместитель заведующей по BMP), психолог а также приглашенный сотрудник Управле-ния образования (социальный педагог). Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы», консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информа-ция (памятки, буклеты), педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.

  • 7-й этап: анализ работы. Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.
  • 8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета.

Основанием для снятия с учета является:

  1. Улучшение положения в семье.
  2. Выбывание из детского сада.

Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.

Просмотров: 634
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Пономаренко Кристина Юрьевна. Презентация «Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Сухачева Наталья Владимировна Рыбачевская Ольга Евгеньевна. «Партнерское взаимодействие педагогического коллектива и семьи воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Бабасиева Наргиз Аседуллаевна. КВН «Книга в кругу семьи» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
  • Петрик Наталия Александровна. Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
  • Рябцева Тамара Евгеньевна. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Хаджарова Светлана. Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей 3-4лет в условиях семьи и детского сада»
  • Мамойко Галина Николаевна. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
  • Бочкова Елена Валерьевна, Гимадиева Наталья Андреевна. Консультация на тему: «Стили семейного воспитания и роль семьи в решение вопроса профилактики нарушения речи».
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • Шапкина Анастасия Андреевна. «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС дошкольного образования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь