город Южно-Сахалинск МБДОУ №6
автор: Пономаренко Кристина
Нормативно — правовая база
- Конвенция ООН о правах ребёнка от 20. 11. 1989г.
- Конституция РФ от 12. 12. 1993г.
- Гражданский кодекс РФ.
- Семейный кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30. 12. 2011г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)
- Федеральный закон РФ от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон РФ от 24. 07. 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Закон РФ от 29. 12. 2012г. № 273 «Об образовании».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12. 09. 2008г. №666.
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Скачать конспект
Нормативно-распорядительная документация ДОУ
- Приказ о назначении ответственного лица за работу с неблагополучными семьями.
- Алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
- План работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Индивидуальные планы сопровождения неблагополучной семьи.
- Набор памяток и рекомендаций для педагогов и родителей.
Функциональные обязанности сотрудников ДОУ в отношении воспитанников и их семей, находящихся в социально опасном положении
Заведующий:
- взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- разрабатывает нормативно – распорядительную документацию, регламентирующую профилактическую работу с семьёй
- контролирует качество исполнения проводимой профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
Старший воспитатель:
- оказывает организационно-методическую помощь воспитателям в ведении учета
- формирует банк данных ДОУ о воспитанниках и их семьях, находящихся в социально опасном положении
- организует выходы в семью
- ведёт анализ результатов профилактической работы с семьёй
Функциональные обязанности сотрудников ДОУ в отношении воспитанников и их семей, находящихся в социально опасном положении
Воспитатель группы:
- ведёт индивидуальную работу с семьёй и ребёнком
- оформляет необходимую документацию по сопровождению семьи
- посещает семью
Неблагополучная семья
Если родители:
не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка;
отрицательно влияют на их поведение;
жестоко обращаются со своими детьми;
страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка.
Классификация семей по возможным признакам неблагополучия
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети
2. Многодетные семьи
3. Неполные семьи
4. Проблемные семьи (алкоголизм, наркомания, и др. виды зависимости).
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска.
В начале учебного года создается банк данных детей посещающих ДОУ.
Заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ.
Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия.
Данные помогут спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Формы работы с воспитанниками с целью выявления семейного неблагополучия
наблюдение;
беседа;
анкетирование;
психологическая и социальная диагностика
Формы работы с родителями
Коллективные:
родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.
Индивидуальные:
консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий, посещения на дому
Наглядно-информационные:
Информационно-ознакомительные
эпизодические посещения родителями детского сада, открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности, дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки
Информационно-просветительские
информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты.
- Разработка Положения о постановке на внутрисадовском учет и снятии с учета.
- Выявление неблагополучных семей.
- Изучение причин неблагополучия семьи.
- Ведение картотеки неблагополучных семей.
- Консультации для педагогов.
- Консультации для родителей.
- Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей».
- Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.
- Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей.
- Рейды в неблагополучные семьи.
- Сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др.
- Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей.
- Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи.
- Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения.
- Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, игровые тренинги, встречи в семейном клубе).
- Анализ работы с неблагополучными семьями.
Порядок постановки на внутридетсадовский учет:
1. Воспитатель:
проводит ежедневный осмотр детей, проводит беседы с детьми, наблюдает за детьми в процессе игры, наблюдает за общением детей и родителей в момент прихода и ухода из детского сада;
готовит представление по данной семье в Совет профилактики для постановки на учет.
2. Ответственный за данное направление деятельности:
собирает информацию по семьям от воспитателей;
готовит список неблагополучных семей для утверждения.
3. Список неблагополучных семей утверждается на заседании совета профилактики с обязательной регистрацией в соответствующем протоколе заседания.
Совет профилактики
Состав Совета профилактики назначается и утверждается заведующим ДОУ
(руководителем структурным подразделением).
В состав Совета профилактики входят:
председатель Совета профилактики,
отв. за профилактику,
педагог-психолог,
старший воспитатель ДОУ.
Алгоритм работы с семьёй, попавшей в социально опасную ситуацию
Спасибо за внимание!
|