Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми, детей между собой (А. В. Мудрик, 1990).
Для взрослого человека семья — это источник удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом. Для ребенка семья — это среда, где складываются условия его физического, психического, эмоционального и индивидуального развития. Семья для ребенка является первым институтом его социализации. Социологи выделяют несколько функций семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, социально-статусная. Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий Специфические же функции семьи: репродуктивная, экзистенциональная (содержание детей), функция социализации, остаются при всех исторических изменениях общества.
Семья, выполняющая свои функции, справляется с трудностями, совместно обсуждая проблемы, учитывая интересы и особенности каждого члена семьи. Если семейные функции не выполняются, то семья является дисфункциональной. Для дисфункциональных семей характерны такие методы решения проблем, как самоутверждение за счет остальных членов семьи и компенсация собственных негативных эмоций на них. В настоящее время, в связи с увеличением аддиктивного поведения, большую значимость имеет положительная эмоциональная атмосфера, которая является важным фактором эффективности функций семьи. С нарушением положительной эмоциональной стабильности у членов семьи может появиться высокая тревожность, недоверие к окружающим, потеря чувства безопасности, страх перед действительностью. Люди, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются низкой стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, жаждой немедленного осуществления желаний (Короленко 1999г.) Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микрои макросреды.
Аддикция (от англ. addiction- зависимость, пагубная привычка) — форма деструктивного поведения человека, выражающаяся в уходе от реальности, искусственном изменении своего психического состояния, ограничивающимся одним видом деятельности. От того, какая будет деятельность, выделяют разные виды зависимости: наркотическая, алкогольная, пищевая, игровая, кибераддикция и др.
Аддикция формируется на чередовании психологических состояний: смене переживания эмоциональной боли, чувства одиночества и т.п. на сильные положительные ощущения. Такой путь устранения неприятного запоминается. При неумении преодоления трудностей появляется желание немедленно от них избавиться и, если удается сделать это каким-то искусственным способом, то формируется связь между проблемой и этим действием. В следующий раз человек стремится быстрее получить удовольствие, зная об отдаленных негативных последствиях.
Факторы, влияющие на образование аддиктивного поведения:
- Биологические (наследственность, органические поражения головного мозга, хронические заболевания печени с нарушением детоксицирующей функции);
- Индивидуальные особенности (психофизиологические, стрессоустойчивость, самооценка и др.)
- Социальные (семья, мода, доступность ПАВ). Способы воспитания, которые способствуют проявлению личностных качеств, повышающих риск аддиктивного поведения (гипоопека, гиперопека, авторитарное воспитание).
Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество.
Исследования причин и механизмов аддиктивного поведения ведутся в психологии и медицине. По медицинским исследованиям было выявлено, что аддиктивное поведение формируется по механизму оперантного обусловливания (влияние последствий поведения на само поведение), опираясь на наличие системы подкрепления мозга. Сейчас выявлен целый ряд структур, имеющих подкрепляющее значение. Особое участие в подкреплении принимают дофаминергические нейроны. Низкий уровень дофамина ведет к депрессивному состоянию. При искусственном возбуждении дофаминергической системы активизируются те же рецепторы, которые участвуют в природном подкреплении пищей, водой, всем тем, что вызывает сиюминутное удовлетворение желаний у животных или человека (Carlson, 1994) Система подкрепления в природе дает человеку и животному возможность эффективнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде через аппарат эмоционального удовлетворения.
Например, длительный поиск пищи, ее добывание, завершается насыщением и расслаблением, что и подкрепляет эффективность действий. В современном мире человек может возбуждать механизм подкрепления, не предпринимая усилий по развитию, усовершенствованию навыков и умений. Мобилизующий поиск пищи заменяется походом к холодильнику. Систему подкрепления можно активировать алкоголем, сигаретой, наркотиком и т.д. На этом и основано формирование аддикций: алкогольной, наркотической, компьютерной, игровой и т.д. Остановимся кратко на некоторых из них.
Наркотическая аддикция.
Определенная предрасположенность к употреблению психоактивных веществ обусловлена генетически. Ее связывают с дефицитом дофаминовой нейромедиации в системе подкрепления мозга, особенностями различных звеньев кругооборота и его нейромедиаторными функциями – слабостью синтеза дофамина, гиперактивностью процесса обратного захвата дофамина, ускоренным разрушением дофамина, низкой чувствительностью дофаминовых рецепторов (Анохина И. П.), Неблагоприятным прогностическим признаком в отношении раннего развития аддиктивного поведения считается наличие выраженной межполушарной ассиметрии (Hoppe K. D., 1984; Jacobson J. G., 1993).
Длительное применение наркотиков вызывает психическую и физическую зависимость.
Наркотики большей частью возбуждают человека, но некоторые, как опиаты вызывают как возбуждение, так и расслабление.
Такие органы как: сердце, печень, почки, мозг, требующие много крови и абсорбирующие любое вещество, получают большую часть дозы наркотика. Наркотик, который лучше растворяется в жирах, легче достигает мозга, так как оболочки его клеток включают липидный слой, плохо пропускающий другие вещества. Выделяют три стадии наркомании. Первая — это психическая зависимость, с нарастанием толерантности к наркотику. Вторая — физическая зависимость,
исчезает приятное ощущение от наркотика. Третья характеризуется осложнениями в работе сердца, печени, почек, мозга и т.д., так как наркотик включается в метаболизм организма.
Психическая зависимость проявляется в стремлении вновь и вновь принимать наркотик, вызывающий приятное эмоциональное состояние.
Физическая зависимость — адаптивное состояние в физиологических и биохимических нарушениях, связанных с исчезновением наркотика из организма (ломка). И если врачам удается снять проявление физической зависимости, то психическую — снять труднее. Психическая зависимость проявляется в стремлении вновь и вновь принимать наркотик, вызывающий приятное эмоциональное состояние.
Все наркотики влияют на дофаминергическую систему подкрепления.
Опиаты — производные опиума. Один из производных опиума — морфин, производные морфина — героин. Сейчас описано несколько видов опиатных рецепторов, находящихся в разных отделах головного мозга. Они вызывают аналгезию (блокируются болевые ощущения через мюрецепторы), гипотермию, седативный эффект (каппа-рецепторы в коре головного мозга)
участвуют в регуляции эмоций (дельта-рецепторы лимбической системы), стимулируют систему подкрепления через дофаминергические нейроны. Стимуляция этих рецепторов ведет к активации нескольких нейронных систем, имеющих разные функции.
Кокаин и амфетамин
Клиническая картина сходна с опиатами. Кроме того, их воздействие на уровень норадреналина и серотонина обеспечивает антидепрессивное воздействие. Амфетамин стимулирует выброс дофамина из депо. Вдыхание кокаина через нос — один из самых быстрых способов активации системы подкрепления. Его действие вызывает болтливость, эйфорию, активность. Регулярное употребление этих наркотиков может привести к психозам с галлюцинациями, изменениям настроения, иллюзиям наказания, стереотипному поведению, близкому к параноидальной форме шизофрении.
Марихуана. При курении этого наркотика ухудшаются память, внимание, изменяется восприятие, в том числе и времени.
Алкогольная аддикция.
Этот вид аддикции — самый распространенный и создающий наибольшие проблемы в обществе.
Алкоголь имеет не только положительное, но и отрицательное подкрепление. Положительное — легкая эйфория, которая обеспечивается выбросом дофамина. Отрицательное подкреплениеснятие тревоги, неприятных ощущений, вызванных жизненными обстоятельствами. Уникальная комбинация положительного подкрепления — эйфории и отрицательного — снятие тревоги, создает аддиктивный потенциал алкоголя (Е. Н. Николаева 2003)
Роль наследственности сложна: дети алкоголиков не становятся алкоголиками автоматически, однако, установлена связь тяжелых форм алкоголизма с особенностями метаболизма моноаминов — дофамина и серотонина. Предполагается, что один из генов, отвечающих за алкоголизм, является тем же геном, который вызывает дефицит внимания и гиперактивность у детей. Предполагают, что ответственным за это может быть ген, контролирующий синтез серотонина. Серотонин-медиатр, находящийся в лимбической системе и в лобных долях, отвечающих за память, внимание, мотивацию, планирование действий. Роль дофамина в возникновении алкоголизма доказана, следовательно, можно предположить, что изменения в работе системы подкрепления является одним из факторов в генезе алкоголизма.
Для лиц, страдающих от алкогольной зависимости, характерными являются такие особенности личности и характера, как трудности в принятии важных решений и переносимости жизненных неурядиц, комплекс неполноценности, инфантильность, эгоцентризм, снижение интеллектуальных способностей
Алиментарная аддикция.
Этот вид аддикции является попыткой уйти от реальности, испытывая удовольствие от приема пищи. Человек стремиться уйти от решения проблем, не меняя внешние обстоятельства и свое поведение, а воздействуя на собственное состояние с помощью комплекса ощущений в процессе еды. От ПАВ эта аддикция отличается только методом вызывания приятных ощущений.
Потребность в глюкозе во время стресса резко возрастает и, получая ее посредством еды, является безусловным подкреплением. Это ведет к нарастанию веса и нарушениям желудочно-кишечного тракта, сердечным заболеваниям. Пищевая аддикция может выглядеть и как голодание. Здесь ощущение преодоления себя является подкреплением. За развитием физиологических изменений возникают психологические сдвиги в виде отсутствия критики своего поведения и изменения
восприятия реальности.
Азартные игры (гемблинг) — один из самых эмоциональных видов зависимости. Такие аддикты стараются уйти от проблем в игру. У них часто отмечается низкая самооценка. Чем больше стресс, тем больше человек уходит в игру. Линда Берман (Herman, Siegel, 1992) полагает, что дети обучаются снимать стресс через игру у родителей, вместо спортивных упражнений, общения, творчества. Азартный игрок не в силах самостоятельно преодолеть зависимость, так как при прекращении игр у него возникают вполне реальные расстройства, напоминающие похмелье при алкогольной зависимости: мигрени, нарушения аппетита и сна, депрессии и т.д. Среди отчаявшихся игроков довольно распространены суицидальные тенденции. У азартных игроков отмечаются все признаки аддикта: нарастание состояния тревоги вне игровой ситуации, сильнейшее волнение, утрата контроля над своим поведением, отсутствие других интересов.
Кибераддикция — непреодолимая потребность пребывания в сети интернет или игры на компьютере.
Доктор М.Х. Орзак выделила психологические и физиологические симптомы кибераддикции.
Психологические: эйфория (за компьютером), невозможность прервать киберобщение, увеличение времени за компьютером, пренебрежение семьей, друзьями, ощущение пустоты вне компьютера, ложь семье, работодателям о своей деятельности, проблемы с работой или учебой.
Физиологические симптомы: резь в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, расстройства сна, изменение режима сна, пренебрежение личной гигиеной.
Как и в других видах аддикции наблюдается толерантность и абстинентный синдром. На пике развития игровой зависимости в сознании преобладают явления виртуального мира, а это ведет к отрыву от реальности. Механизм формирования такой же, как и у химических типов зависимости — оперантное обусловливание благодаря системе подкрепления. Как видим, существует целый ряд нехимических способов зависимости, изменяющих сознание, с целью уйти от проблем, которые
требуют душевных усилий.
С развитием цивилизации возникает все больше возможностей изменить свое состояние, не прилагая усилий, следовательно, вероятность формирования аддикции возрастает.
Важно то, что в формирования аддикций некоторая роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам. Ведущая роль принадлежит семье. Наличие в семье аддиткта, будь то ребенок или родитель, может привести к ее деградации. Такие семьи испытывают следующие проблемы: нарушение семейных традиций, финансовые проблемы, состояние хронического стресса, медицинские (соматические заболевания, плохой сон постоянная тревога, депрессия и т.д.), эмоциональные (чувство вины, подавленности, нервно-психические расстройства), поведенческие, физическое и сексуальное насилие, дети убегают из дома, заключают ранние браки, рушатся межличностные отношения и социальные связи, изоляция от общества. Так же существует проблема созависимости.
Если аддикты родители, то возрастает риск развития аддикции или созависимости у детей во взрослой жизни. При наличии генетической предрасположенности, и где все члены семьи имеют личностные и поведенческие нарушения, которые проявляют себя в специфической психологической атмосфере, в социальных правилах, нормах, ценностных ориентациях, то у ребенка повышается вероятность появления склонности к аддиктивному поведению. Семья для ребенка является моделью поведения и межличностных отношений. Если поведение родителей характеризуется стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями жизнью, если они ищут защиту в ощущениях, достигаемых за счет адиктивных агентов, то и дети будут использовать родительское поведение (уход от реальности) при стрессовой ситуации, как модель реагирования. Члены семьи обучаются языку аддикции. Когда дети вырастают и хотят образовать семью, они находят людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск происходит на эмоциональном уровне.
В аддиктивных семьях, как было отмечено выше, существует проблема созависимости.
Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции.
Например, если отец аддикт, то мать созависима. Она не способна проявить заботу о детях, так как фиксирована на проблемах отца, при этом она передает детям свой стиль поведения, закладывает в них незащищенность и предрасположенность к аддикции или созависимости. Созависимый подстраивается под стиль жизни аддикта. Он пытается держать контроль над проведением времени аддикта, над его социальными контактами, особенно с теми, кто тоже имеет аддиктивные
проблемы. Созависимый старается любой ценой удержать мир в семье, стремится изолировать себя от внешней активности. Для созависимых людей характерно: отрицание проблем, проекция проблем на кого-то, неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций, фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть), низкая самооценка, постоянная тревожность и страх, ригидность, частые депрессии и т. д. Созависимые стараются контролировать ситуацию,
сделать себя незаменимыми. Им важно, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников. Страдают ради того, чтобы не показывать проблему. Созависимые скрывают происходящее, тем самым лишая аддикта ответственности за своё поведение. Более того, они способствуют развитию аддикции, используя следующие стратегии: чрезмерно лояльно относятся к аддикту, стараются справиться с трудностями его поведения, испытывают чувство ответственности за то, что у кого-то из членов семьи развилась аддикция (на интуитивном уровне созависимые понимают, что в какой-то степени они правы), стремятся смягчить агрессию аддикта, избегают психологической, медицинской и другой помощи, не осознают болезнь и характер ситуации, на подсознательном уровне хотят быть незаменимыми, необходимыми для аддикта (это может превращаться в желание осуществлять контроль и власть), стремятся сохранить положение и впечатление о семье в обществе.
Итак, мы видим, что среди факторов, влияющих на аддиктивное поведение особое место принадлежит семье. Изучение аддиктивного поведения личности является актуальной проблемой.
Литература
- Анохина, И. П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез): Лекции по наркологии / под ред. Н. Н. Иванца. — Медпрактика, 2000.
- Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск 2002.
- Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. — Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
- Николаева Е.И. Психофизиология. Новосибирск., Лада. 2003.
- Попов Ю.В., В. Д. Вид Современная клиническая психиатрия. СПб, Речь, 2002
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1
- Соловьева С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http: // medpsy. ru
|