Киселева Галина Николаевна Воспитатель I кв. категории МБДОУ «Детский сад № 142» г. Дзержинск Нижегородская область
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становиться поиск форм совместной деятельности взрослых и детей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Одной из форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Метод проекта можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Поэтому в конце февраля в средней группе мы провели творческий мини – проект «Масленица» с непосредственным участием родителей.
Актуальность темы проекта обусловлена введением в действие ФГОС ДО, который направлен на решение ряда задач, в том числе и на «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках». А также тем, что имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, мы отходим от этих традиций, лишая детей возможности прикоснуться к духовно – нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального творчества. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна.
Цель проекта: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми; создание условий для
знакомства с обычаями проводов зимы – Масленицы.
Задачи:
- Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
- Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
- Показать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и обрядами.
- Способствовать развитию партнерских отношений детей и родителей
- Воспитывать уважение к обычаям и традициям русского народа.
На подготовительном этапе проекта, мы провели групповое родительское собрание, на котором познакомили родителей с инновационной технологией — проектом, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов. С помощью анкетирования определили тему народного праздника, наиболее заинтересовавшую родителей наших воспитанников. Одним из них оказался проводы зимы – Масленица. Обсудили с родителями план совместных мероприятий, раскрыв перспективу их участия в реализации проекта. В процессе индивидуальных бесед мы распределили родителей на группы по интересам, выбрали:
- декораторов (помощь в оформлении)
- затейников (для организации игр)
- сборщиков информации.
Практический этап проекта начался с появления на стенде для родителей яркого информационного листа, выполненного самими родителями.
Силами родителей в группе был организован информационный стенд «Ай — да, Масленица», на котором ежедневно выставлялась информация об истории праздника, легендах возникновения праздника, календарь празднования.
Также по инициативе родителей в группе была организована выставка картин известных художников о праздновании Масленицы.
Реализуя данный проект, я привлекала родителей к участию в проекте не только как источников информации, помощи и поддержки детям и мне, но и как непосредственных участников образовательного процесса. Наши совместные мероприятия с родителями мы приурочили к календарю празднования Масленицы.
По традициям празднования Масленицы в понедельник «Встреча». В этот день мы пригласили родителей в творческую мастерскую. Я напомнила взрослым и детям о предстоящем празднике, и предложили им изготовить один из элементов праздничного русского костюма – платок для наших девочек. Для организации партнерской формы работы, требующей организации рабочего пространства «родители вместе с детьми», изменили рабочее пространство за счет компоновки столов, приготовили штампы, краски, белые платки с бахромой. Особый интерес участников мастерской вызвало рассматривание павлопосадского платка: «Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок…». Благодаря сотрудничеству родителей и детей работа в мастерской «кипела» и была эмоционально насыщена. Понимание красоты, творческая выдумка, нетрадиционная техника исполнения, удовольствие от совместно выполненной работы, приобщение к истокам русской культуры и традициям помогло детям и взрослым ощутить себя значимыми в группе, увидеть свой вклад в общее дело, порадоваться своим успехам. Платки получились яркими и привлекательными.
Вторник «Заигрыш». В этот день наши родители участвовали в целевой прогулке «Взятие снежного городка». Придя на площадку, дети были очень удивлены, что снежная крепость занята «стражей» — нашими папами и дедушками. Нам с ребятами ничего не осталось, как начать «атаковать» её. «Стража» оборонялась, и веселое перекидывание снежков пробудило спящего в сугробе Медведя. Читая вместе с детьми закличку: «Ну-ка, мишка, лапой топ, и другою лапой топ. Ну-ка, мишка, лапой хлоп, громко-громко хлоп-хлоп-хлоп!», мы пригласили Медведя на веселую пляску. После играли с ним в «Догонялки». После окончания «боя» по традициям народных гуляний наша прогулка продолжилась совместными с родителями катаниями с горы, на санках. Крепость пустовала недолго, дети сами заняли её, а родители старались отбить крепость. С прогулки все вернулись румяные и счастливые. Дети приглашали родителей придти ещё раз к ним на прогулку.
Среда «Лакомка». В этот день принято ходить в гости на блины. И мы с родителями решили порадовать ребят, и организовали полдник в форме игровой ситуации «Ой, блины, блиночки мои!». В гостях нас с детьми встретили наряженные в русские костюмы хозяюшки — Светлана Ивановна и Ксюша. Костюм для своей внучки Ксюши бабушка с мамой пошили сами, проявив своё мастерство, что очень порадовало нас. Хозяюшки поприветствовали нас и поинтересовались: «Зачем пожаловали, гости дорогие?» На что мы с ребятами ответили, исполнив русскую народную песню «Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели…». Гостеприимные хозяюшки предложили угостить нас блинами и горячим чаем из самовара. Хозяюшки были так приветливы, а блины так вкусны, что невозможно было отказаться от добавки. Да и сами хозяюшки с удовольствием поели блинов, «Масленица угощай! Всем блиночков подавай!». В этот вечер Светлана Ивановна надолго задержалась в группе, делилась с детьми «премудростями»: умением выпекать блины, о секретах народной кухни.
Четверг «Разгуляй». В этот день по народным традициям чучело Масленицы возят по улицам, поют хвалебные песни. Ну, а у нас в группе, в этот день прошел конкурс совместных с родителями поделок на тему «Кукла Масленица». Изготовление куклы – оберега для дома и семьи привлекло большое количество семей воспитанников. В результате чего в нашей группе появился уголок «Масленица». Все куклы были разнообразны и неповторимы. Родители проявили творческую инициативу при изготовлении кукол-самоделок. Все испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.
Презентация продукта – неотъемлемая часть проекта. В нашем проекте презентацией стало совместное с родителями развлечение «Широкая Масленица». В пятницу мы пригласили родителей показать успехи ребят и доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада. Развлечение проходило на улице. Под веселые заклички собрались родители. Наши девочки, повязав платок, изготовленный в творческой мастерской, преобразились в настоящих русских красавиц-барышень. Родителей и детей встретили Матрешка и непременный участник масленицы скоморох Петруша. Для создания торжественной обстановки и получения оценки умений участников проекта, мы пригласили зрителей – детей других групп и сотрудников детского сада. Вместе водили хороводы, участвовали в эстафетах «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», играли в народные игры «Карусель», «Подари конфетку». А закончили веселье угощением блинами.
На протяжении всего проекта родители поддерживали интерес детей к теме проекта, интересовались ходом работы над проектом в группе. Благодаря участию родителей в проекте у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка. Участие родителей в проекте способствовало выявлению творческого потенциала всех участников проекта, укрепило партнерские отношения, научило работать в «команде».
Проект и мне, как педагогу дал возможность сконцентрировать материал по данной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, сделать процесс познания не скучным.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.№1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб: «Детство-Пресс», 2000 г.
- А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной общеобразовательной программе «Детство». СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013 г.
|