Авторы:
- Боброва Клавдия Васильевна
- Музыка Наталья Ивановна
- Жердева Татьяна Владимировна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 502 комбинированного вида»
Актуальность проекта
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю, городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил в детстве, с двором, где гулял с бабушкой.
Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, при организации историко-краеведческой работы с дошкольниками важно учитывать следующее положение: «…история для ребёнка дошкольника начинается с истории своей семьи, со знания своих корней, своей родословной (прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки)».
Сегодня актуальность вопроса духовно-нравственного воспитания детей продиктована временем. И как бы это прискорбно не звучало, психологи с уверенностью говорят о том, что у подростков переломной эпохи, произошли изменения в понимании вечных ценностей и преходящих. Подрастающему поколению девяностых трудно было отыскать жизненные ориентиры, духовные идеалы и точки нравственной опоры.
Поэтому, решение вопросов духовно-нравственного воспитания детей сегодня, родители которых выросли в переломную историческую эпоху, по словам Ю.М. Лотмана — осложняется «Разобщённостью поколений по отношению к нравственным ценностям, семейным корням». Он доказал, что народ, которого лишают корней, обретает комплекс оккупанта – свою культуру и нравственные ценности забыл, чужую не принял – таким образом живёт вне культуры становится разрушителем. Нас убеждают в этом исторические факты, происходившие и происходящие сегодня в мире.
Исходя из выше сказанного и с учётом того, что каждая семья имеет свою историю, свои корни, к которым приобщается ребёнок, и через призму истории родных людей, предков в сознание ребёнка входят первые исторические представления, мы предположили — привлечение родителей воспитанников к деятельности в рамках проекта, будет способствовать важности обратного эффекта.
Заключается он в следующем — дети становятся инициаторами:
- в выполнении детско-родительских творческих проектов по сбору информации о своих предках, о районах области, других городах и посёлках России, где жили раньше их прародители (прабабушки, прадедушки)
- в оформлении выставочных детско-родительских творческих работ
- в посещении выставок, музейных композиций по тематике проекта
- в оформлении мультимедийных презентаций о замечательных людях своей семьи.
И если раньше информация, направленная на формирование нравственно-патриотических качеств личности, шла от старших в роду к младшим, то, в рамках проекта, через совместное выполнение проектных мероприятий проецируется — от ребёнка к взрослому – родителям.
Таким образом, возрождение национальной культуры будет способствовать восстановлению утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека. А источником формирования этих качеств личности, как известно, являются многогранная культура народа: их быт, фольклор, традиции, обычаи, народное искусство, в которых мы находим мудрые и умные советы предков в воспитании детей.
Цель проекта: оказание содействия — возрождению у всех участников интереса и любви к Отечеству через знание истории и культурных традиций своего народа; оказание содействия осознанию всеми участниками проекта своего «Я» как части своего Рода, своего Народа, своей Родины.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
На первом этапе для нас очень важно было продумать виды мотивации темы для детей и родителей. Доминирующими стали мотивы: игровые, проблемно — исследовательские. Исходили из того, что усвоение содержания осуществляется путём максимальной включённости детей в процесс познания, через разнообразные виды детской деятельности. Формы работы: организация выставок семейных реликвий, составление родословных и их презентация — основная цель этого этапа – формирование интереса к родному краю через знание истории своей семьи.
На втором этапе планирования проектных мероприятий:
Исходили из того, что развитие духовно-нравственных представлений в дошкольном возрасте происходит успешнее путём использования игровых форм и методов организации деятельности. Воспитатели совместно с детьми и родителями бережно отыскивая старинные предметы быта, посуду, кухонную утварь приносили в мини-музей детского сада. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями, их прошлым. В результате этого взаимодействия был создан музей русского быта.
Воспитатели Музыка Наталья Ивановна, Жердева Татьяна Владимировна, Боброва Клавдия Васильевна оформили дидактическую игру «Русская изба», где представлены в миниатюре предметы русского быта. При разработке содержания исходили из общепризнанного: игра ведущий вид деятельности дошкольника, а быт является основным и универсальным средством познавательного, речевого и социального развития ребенка дошкольника. Содержание игры помогает детям понять, что все предметы вокруг нас – результат творческих поисков людей разных поколений, многие семейные реликвии хранятся долгие годы и становятся посредниками между прошлым и настоящим. Простраивая сюжеты и манипулируя предметами игры, дети имеют возможность накрыть на стол в русской избе, приготовить пищу в русской печи, укачивать ребенка в люльке — используя предметы, соответствующие тому времени. С помощью содержания игры, мы имеем возможность показать своим детям какие вещи окружали людей раньше, совершить им маленькое путешествие во времени и у нас появилась прекрасная возможность продемонстрировать, как изменилась жизнь в нашей стране.
Значимость проекта заключается в том, что, познавая историю своей семьи, дети и их родители узнают о её историческом прошлом и настоящем, у них развивается чувство принадлежности к определённой семейной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в семье, родном крае, Отечестве. Дети получают элементарные исторические знания, которые влияя на эмоциональную сторону личности, помогают включить духовно-нравственные ценности во внутренний духовный мир ребёнка, что способствует развитию самосознания и мировоззрения, формирует образ малой Родины и Отечества.
Опыт показывает, родители с удовольствием включаются в процесс деятельности, проявляют интерес к своим родословным, выполняя совместные творческие детско-родительские проекты.
Мы убеждены, что разобщённость поколений сегодня можно восстановить в таком порядке.
|