Боброва Клавдия Васильевна Музыка Наталья Ивановна Жердева Татьяна Владимировна. Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»

Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»

Авторы:

  • Боброва Клавдия Васильевна
  • Музыка Наталья Ивановна
  • Жердева Татьяна Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 502 комбинированного вида»

Актуальность проекта

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю, городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил в детстве, с двором, где гулял с бабушкой.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, при организации историко-краеведческой работы с дошкольниками важно учитывать следующее положение: «…история для ребёнка дошкольника начинается с истории своей семьи, со знания своих корней, своей родословной (прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки)».

Сегодня актуальность вопроса духовно-нравственного воспитания детей продиктована временем. И как бы это прискорбно не звучало, психологи с уверенностью говорят о том, что у подростков переломной эпохи, произошли изменения в понимании вечных ценностей и преходящих. Подрастающему поколению девяностых трудно было отыскать жизненные ориентиры, духовные идеалы и точки нравственной опоры.

 

Поэтому, решение вопросов духовно-нравственного воспитания детей сегодня, родители которых выросли в переломную историческую эпоху, по словам Ю.М. Лотмана — осложняется «Разобщённостью поколений по отношению к нравственным ценностям, семейным корням». Он доказал, что народ, которого лишают корней, обретает комплекс оккупанта – свою культуру и нравственные ценности забыл, чужую не принял – таким образом живёт вне культуры становится разрушителем. Нас убеждают в этом исторические факты, происходившие и происходящие сегодня в мире.

Исходя из выше сказанного и с учётом того, что каждая семья имеет свою историю, свои корни, к которым приобщается ребёнок, и через призму истории родных людей, предков в сознание ребёнка входят первые исторические представления, мы предположили — привлечение родителей воспитанников к деятельности в рамках проекта, будет способствовать важности обратного эффекта.

Заключается он в следующем — дети становятся инициаторами:

  • в выполнении детско-родительских творческих проектов по сбору информации о своих предках, о районах области, других городах и посёлках России, где жили раньше их прародители (прабабушки, прадедушки)
  • в оформлении выставочных детско-родительских творческих работ
  • в посещении выставок, музейных композиций по тематике проекта
  • в оформлении мультимедийных презентаций о замечательных людях своей семьи.

И если раньше информация, направленная на формирование нравственно-патриотических качеств личности, шла от старших в роду к младшим, то, в рамках проекта, через совместное выполнение проектных мероприятий проецируется — от ребёнка к взрослому – родителям.

Таким образом, возрождение национальной культуры будет способствовать восстановлению утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека. А источником формирования этих качеств личности, как известно, являются многогранная культура народа: их быт, фольклор, традиции, обычаи, народное искусство, в которых мы находим мудрые и умные советы предков в воспитании детей.

Цель проекта: оказание содействия — возрождению у всех участников интереса и любви к Отечеству через знание истории и культурных традиций своего народа; оказание содействия осознанию всеми участниками проекта своего «Я» как части своего Рода, своего Народа, своей Родины.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

На первом этапе для нас очень важно было продумать виды мотивации темы для детей и родителей. Доминирующими стали мотивы: игровые, проблемно — исследовательские. Исходили из того, что усвоение содержания осуществляется путём максимальной включённости детей в процесс познания, через разнообразные виды детской деятельности. Формы работы: организация выставок семейных реликвий, составление родословных и их презентация — основная цель этого этапа – формирование интереса к родному краю через знание истории своей семьи.

На втором этапе планирования проектных мероприятий:

Исходили из того, что развитие духовно-нравственных представлений в дошкольном возрасте происходит успешнее путём использования игровых форм и методов организации деятельности. Воспитатели совместно с детьми и родителями бережно отыскивая старинные предметы быта, посуду, кухонную утварь приносили в мини-музей детского сада. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями, их прошлым. В результате этого взаимодействия был создан музей русского быта.

Воспитатели Музыка Наталья Ивановна, Жердева Татьяна Владимировна, Боброва Клавдия Васильевна оформили дидактическую игру «Русская изба», где представлены в миниатюре предметы русского быта. При разработке содержания исходили из общепризнанного: игра ведущий вид деятельности дошкольника, а быт является основным и универсальным средством познавательного, речевого и социального развития ребенка дошкольника. Содержание игры помогает детям понять, что все предметы вокруг нас – результат творческих поисков людей разных поколений, многие семейные реликвии хранятся долгие годы и становятся посредниками между прошлым и настоящим. Простраивая сюжеты и манипулируя предметами игры, дети имеют возможность накрыть на стол в русской избе, приготовить пищу в русской печи, укачивать ребенка в люльке — используя предметы, соответствующие тому времени. С помощью содержания игры, мы имеем возможность показать своим детям какие вещи окружали людей раньше, совершить им маленькое путешествие во времени и у нас появилась прекрасная возможность продемонстрировать, как изменилась жизнь в нашей стране.

Значимость проекта заключается в том, что, познавая историю своей семьи, дети и их родители узнают о её историческом прошлом и настоящем, у них развивается чувство принадлежности к определённой семейной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в семье, родном крае, Отечестве. Дети получают элементарные исторические знания, которые влияя на эмоциональную сторону личности, помогают включить духовно-нравственные ценности во внутренний духовный мир ребёнка, что способствует развитию самосознания и мировоззрения, формирует образ малой Родины и Отечества.

Опыт показывает, родители с удовольствием включаются в процесс деятельности, проявляют интерес к своим родословным, выполняя совместные творческие детско-родительские проекты.

Мы убеждены, что разобщённость поколений сегодня можно восстановить в таком порядке.

Просмотров: 367
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Семашкова Вера Николаевна. Конспект занятия «Формирование духовно – нравственной культуры у дошкольников». Тема: «Что такое доброта»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Веселовская Лариса Вениаминовна. Презентация проекта «Что за чудесница, водица — волшебница»
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Наон Карина Валерьевна. Презентация проекта по духовно – нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе «Русские народные традиции и культура»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Жердева Инна Александровна, Фокина Светлана Олеговна. Организация детской деятельности детей через инновационные формы
  • Короп Наталья Ивановна. Дидактическое пособие «Что? Где? Почем?» Старший дошкольный возраст
  • Царегородцева Татьяна Владимировна Никитина Ирина Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЛЕС — это экосистема, от которой напрямую зависит наша жизнь»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь