Перспективное планирование "Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста"
Составила: Сарачкевич Галина Викторовна Воспитатель ГБУЗ АО «Дом ребенка специализированный» Г. Благовещенск 2015г.
Пояснительная записка
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Скачать конспект
Мелкая моторика по развитию речи решают следующие задачи:
- Повышает тонус коры головного мозга.
- Развивает речевые центры коры головного мозга.
- Стимулирует развитие речи ребенка.
- Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
- Способствует улучшению артикуляционной моторики.
- Развивает чувство ритма и координацию движений.
- Поднимает настроение ребенка.
В своей работе мы используем весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.
Это такие виды деятельности, как:
- Пальчиковые игры и предметами и без предметов
- Изобразительная деятельность
- Игры и прищепками и пуговицами
- Игры с крупными бусинами
- Игры с игрушками
- Конструкторы и наборы строительных
- Сенсорные мешочки, лабиринты
- Застегивание и расстегивание различных видов застежек
- Выкладывание из счетных палочек
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
Занятия по развитию речи с использованием упражнений по мелкой моторике проводятся с нашими воспитанниками по подгруппам и индивидуально.
Перспективное планирование составлено мною на основе следующих источников:
- Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка, разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987г.
- ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду.
Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С, Москва. Мозаика – Синтез 2005.
3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006
5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр "Техинформ", МАИ, 1997
6. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов"/Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002
7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
Сентябрь
1 – 2 неделя «Этот пальчик хочет спать …».
Цель: развивать у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть – вздремнул, Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит. Тише, дети, не шумите, Пальчики не разбудите. Начинать загибать пальчики с мизинчика.
3 – 4 неделя «Этот пальчик…»
Цель: обучать детей точным движениям пальцев правой и левой руки; развивать умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развивать умения договаривать выделенные слова.
Этот пальчик – дедушка, (загибать большой палец) Этот пальчик – бабушка, (загибать указательный палец) Этот пальчик – папочка, (загибать средний палец) Этот пальчик – мамочка, (загибать безымянный палец)
Этот пальчик – я. (загибать мизинец) Вот и вся моя семья! (вращать кисть, разведя пальцы в стороны)
Октябрь
1-2 неделя «Дружат наши дети»
Цель: развивать умения координировать движения пальцев правой руки и левой, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.
Дружат наши дети, Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
Во время чтения пальцы рук соприкасаются и расходятся. По окончании игры встряхнуть правую левую руку.
3 – 4 неделя «Баиньки, баиньки…
Цель: развивать у детей умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу»); выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Баиньки, баиньки, Прибежали заиньки. (указательный и средний палец «бегут» по столу) Сели на скамейку, Попросили лейку. (вытянуть вперед указательный палец правой руки, остальные пальцы спрятать в кулаке)
Поливали огород, (поводить указательным пальцем вправо – влево)
Где капустка растет. (соединить кулачки правой и левой руки, изображая кочан капусты)
Ноябрь
1-2 неделя «Осенние листочки»
Цель: развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: сюжетная картинка с изображением осеннего леса.
Осень, осень к нам пришла И в подарок принесла Листик клена, (загибать большой палец) Лист березы, (загибать указательный палец)
Лист осины, (загибать средний палец) Лист дубка. (загибать безымянный палец) Чудо – осень! Хороша! За листком летит листок,
Набегает холодок. Только елочка в лесу Не оставила красу – Не листики на елочке –
Зеленые иголочки. (загнуть мизинец)
3 – 4 неделя «Купим сыну валенки»
Цель: развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола.
Оснащение: картинка с изображением мальчика в валенках.
А баиньки, баиньки (левой рукой возьмите ладонь правой и укачивайте ее) Купим сыну валенки, Наденем на ножки, (покажите по очереди «ножки») Пустим по дорожке. (выставлять указательный, затем средний палец, как бы пританцовывая)
Декабрь
1-2 неделя «Белка»
Цель: развитие умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.
Оснащение: персонажи пальчикового театра, надевающиеся на пальчики (зайчик, лисичка, воробышек, синичка, мишка); белка, тележка, орешки.
Сидит белка на тележке, Раздает она орешки, Лисичке – сестричке, Воробью,
Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Загибать пальчики с персонажами в соответствии с текстом потешки.
3 – 4 неделя «Улитка, улитка…»
Цель: развивать умения координировать движения пальчиков правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: игрушечная улитка.
Улитка, улитка! (сжать все пальчики в кулак) Покажи свои рога, (разжать пальчики, повернуть руку ладонью вверх) Дам кусок пирога, (загнуть мизинец) Пышки, (загнуть безымянный палец)
Ватрушки, (загнуть средний палец) Сдобные лепешки – (загнуть указательный палец) Высуни рожки. (выставляем вперед вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки») Январь
1-2 неделя «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Оснащение: картинка с изображением играющих детей зимой.
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибать пальцы) Собираемся гулять. (показать растопыренные пальцы правой руки) Катя саночки везет (провести указательным и средним пальцами правой руки по столу) От крылечка до ворот,
А Сережа на дорожке (сложив пальцы «щепоткой, делать бросающие движения) Голубям бросает крошки. Девочки и мальчики Прыгают как мячики. (помахать кистями правой и левой руки)
3 – 4 неделя «Зимняя прогулка»
Цель: развитие умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом); развитие координации движений; активизация словаря.
Оснащение: изображение малыша в зимней одежде.
Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, (загибать мизинец) Я надену шапку, (загибать безымянный палец)
Я надену шарфик (загибать средний палец) И ещё платок, (загибать указательный палец) А потом красивые, (загибать большой палец) Теплые, пушистые,
Крошки – рукавички На ручки натяну.
Февраль
1-2 неделя «Дом на поляне»
Цель: развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения (сначала надо договаривать только отдельные слова)
Оснащение: картинка с изображением детей играющих на поляне.
На поляне дом стоит, (сложить ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)
Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)
Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)
В этот домик приглашаем.
3 – 4 неделя «Та – та – та»
Цель: развитие умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальчики правой и левой руки; совершенствовать умения ориентироваться в своем теле.
Оснащение: игрушечные кот и кошка.
Та – та – та! Та – та – та! (вращать кисти обеих рук вправо – влево)
Вышла кошка за кота! (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы правой и левой руки, чмокая при этом, изображая поцелуй)
За кота Котовича, За кота Петровича, (соединяйте и разъединяйте большие За кота Ивана Петровича! пальцы правой и левой руки)
Март
1-2 неделя «Сорока – белобока»
Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Сорока – белобока (указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой) Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, (правой рукой загибать по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца)
Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала! (большой палец поднимается вверх)
Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил – тебе нет ничего! 3 – 4 неделя «Вот поезд наш едет…»
Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: изображение поезда или игрушечный поезд.
Вот поезд наш едет, Колеса стучат. А в поезде этом Ребята сидят.
Гу – гу – гу, гу – гу – гу – Пыхтит паровоз. Далеко, далеко Детей он повез.
Апрель
1 – 2 неделя «Пришла весна»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Оснащение: весенний пейзаж с набольшим количеством деталей.
Весна пришла красная, (вращать кисти рук) Пришла весна ясная. Птицы громко поют. (соединять и разъединять указательные пальцы со средними – «птицы открывают и закрывают клюв») %4
Людям спать не дают.
Пчелы гудят
В поле летят. (помахать кистями рук)
С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу)
Медок несут
3 – 4 неделя «Лесные дела»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Оснащение: шапочки для пальчиков с изображением мордочек зверей – лисы, медведя, зайца, кошки.
Сегодня целый день Все звери у дела. Сестричка – лисичка (поднимать указательный палец с «лисичкой») Шубу подшивает, (имитировать «шитье иголкой»)
Серый медведь (поднять средний палец с «медведем») Сапоги подбивает, (кулачком правой руки стучать по левой ладошке) Зайчиха под елкой (поднять безымянный палец с «зайчихой») Метет метелкой. (имитировать «подметание пола»)
Кошка лыки дерет, (поднять мизинец с «кошкой») Коту лапотки плетет. По болоту босиком (указательный и средний пальцы «ходят» по столу) Ходит кулик с посошком.
Май
1 – 2 неделя «Солнышко – ведрышко»
Цель: совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса.
Оснащение: картинка с изображением солнечного весеннего дня.
Солнышко – ведрышко, (сделать «солнышко» из пальчиков – соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки) Выгляни в окошко, Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой руки) %2
По камушкам скачут.
Дождик – дождик, полно лить, (погрозить указательным пальцем правой руки)
Малых детушек мочить. ( «стряхивать воду» с правой руки, затем с левой)
3 – 4 неделя «Быстро тесто замесили»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; расширение словарного запаса.
Быстро тесто замесили (1-2 строчки – имитируем замес теста и На кусочки разделили, разделку его на кусочки) Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола) И слепили пирожки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)
Пирожки с вареньем,
всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки»).
Июнь
1-2 неделя «Мальчик-пальчик»
Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.
Мальчик-пальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец) -Я на речке братьев мыл. -С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец) С этим братцем щи варил, (Поглаживают средний палец)
С этим братцем кашу ел, (Поглаживают безымянный палец) С этим братцем песни пел. (Поглаживают мизинчик.)
3 – 4 неделя «Животные Африки»
Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.
За мамой слонихой шагает слоненок, За крокодилихой — крокодиленок, За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок. За кем же торопится каждый ребенок?
Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.
Июль
1-2 неделя «Пекарь»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Пекарь, пекарь из муки выполнять движение «печём пироги» Испеки нам колобки. Да сушки – Ванюшке, соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно. Да баранки – Танюшке соединить большие пальцы и указательные.
Да бублики – Гришке слегка раздвинуть руки в стороны Да крендель – Маришке кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны
3 – 4 неделя «Овечка»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка.
Оснащение: картинка с изображением овечки.
Вот кудрявая овечка играть растопыренными пальцами Шёрстка белая в колечках поочередно соединять все пальцы с большим в колечки Шерстка мягкая, густая выполнять плавные движения кистями с широко Шубка у овцы такая! раздвинутыми пальцами, как «кошечка».
Август
1-2 неделя «Шарик»
Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: картинка с изображением шарика.
Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в щепотку) Он становится большой (постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга) Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши) Воздух вышел (подуть на сложенные ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)
3 – 4 неделя «Кораблик»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Оснащение: картинка с изображением караблика.
По реке плывет кораблик (ладони сложны «корабликом»)
Он плывет издалека (смотрим вдаль)
На кораблике 4 очень храбрых моряка (показываем 4 пальца)
У них ушки на макушке (приставляем ладони к макушке)
У них длинные хвосты (пальцы обеих рук в щепотку, приставляем друг к другу и разводим руки)
И страшны им только кошки, только кошки да коты. (пальцы рук как коготки).
|