Составила: Семёнова Анна Александровна, воспитатель первой квалификационой категории МБДОУ №11 г. Салавата, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан
(1 слайд)
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, я заметила, что дети неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, так как испытывают затруднение при выполнении поделок.
Скачать презентацию
Проведя диагностику сделала выводы, что у детей слабо развита мелка моторика.
(2слайд)
Меня заинтересовала эта проблема, и я начала изучать методическую литературу, искать ответ на вопрос.
Изучив литературу выявила, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и развитие ребенка, страдает речь.
(3слайд)
Развитие мелкой моторики изучали многие учённые:
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
"Рука — это инструмент всех инструментов", — сказал еще Аристотель.
"Рука — это своего рода внешний мозг!" — писал Кант.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Поскольку я работаю с детьми с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
(4слайд)
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была успешной, в нашей группе создан уголок «Сенсомоторного развития».
(5слайд) Мы подобрали разнообразные игры – занятия на развитие мелкой моторики. Разнообразная мозаика, конструктор, прищепки, пуговицы, шнуровки, счетные палочки, замки, застежки, коврики семена, крупы (фасоли, гречки, гороха, риса,. Смешиваем все крупы в одну коробочку и дети разбирают каждую крупу в отдельную емкость. Ведь каждую крупинку дети берут пальчиками по отдельности, тем самым массажируя и развивая пальцы рук. Такие занятия очень полезны и нравятся детям. Вызывают положительный эмоциональный отклик.
(6слайд)
С удовольствием дети занимаются со счетными палочками. Выкладывая разнообразные предметы, составляю узоры развивается не только мелкая моторика, но и воображение, мышление, ловкость, сообразительность, ручная умелость и, конечно же речь, закрепляется представления о геометрических фигурах.
(7слайд)
Для развития мелкой моторики мы пользуемся таким подручным материалом, как прищепки. С помощью прищепок мы тренируем щипковой захват у детей.
Можно вырезать из картона ствол дерева и с помощью прищепок добавить веточки, «украсить» глазок цветка лепестками, прикладывая прищепки по кругу, ежику добавить иголки, рыбке – хвостик, птичкам –крылышки и хвостик т. д.
Прищепками можно «кусать» ногтевые фаланги от большого пальца к мизинцу, тем самым массажируя их..
Я предлагаю вам помассировать наши пальчики (сейчас я раздам вам прищепки, мы прищепками будем «кусать» наши пальчики и говорить.)
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Вот таким образом можно массажировать пальчики.
(8слайд)
Но одним из любимых занятий, на развитие мелкой моторики, являются игры — шнуровки. Шнуровки – это продергивание шнурка в отверстие. Основа шнуровок бывает разная: деревянная, картонная, кожаная, мягкая и твердая, объемная и плоскостная. Дети очень любят шнуровки и с удовольствием занимаются с ними. С помощью шнуровок развиваем внимание, творческие способности, пространственную ориентировку Такие игры способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Шнуровки бывают магазинные и самодельные.
Хочу Ваше внимание привлечь к самодельным играм – шнуровкам. Мы их делаем из соленого теста вместе с детьми. Такое занятии приносит столько эмоций и радости у детей! И самое главное – огромная польза для развития мелкой моторики рук. Во время лепки из теста массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие.
(9слайд)
Использование тестопластики позволяет решать такие задачи как:
Обучающие – развитие познавательного интереса к работе с соленым тестом; совершенствование умений и навыков работы с предложенным материалом; развитие мотивации к работе;
Развивающие – развитие координации движений рук и развитие мелкой моторики рук, развитие речи.
Воспитательные – приобщение детей к миру прекрасного, воспитывать у детей интерес к искусству как средству выражения чувств, мыслей; раскрывать индивидуальные способности и таланты каждого ребенка;
(10слайд)
В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.).
(11слайд)
Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок.
(12слайд)
Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.
(13слайд)
После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые уже усвоили.
Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используются краски — гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.
(14слайд)
Следующий этап — это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы.
Украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами и косточками.
(15слайд) нажать 2 раза.
Приемы тестопластики способствовуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание. Делятся впечатлениями с родителями. При выполнении заданий дети проявляют творческие способности, интерес, речевые умения и навыки.
(16слайд) Взаимодействуя с учителем-логопедом, педагогом-психологом мы добилась определённых результатов, проведя повторную диагностику были получены следующие результаты:
-Дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.
-Дети при обучении графомоторным навыкам продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линию
-У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, дети стали более общительными.
- Дети проявляют инициативность, у них развивается уверенность в своих силах
-Дети способны к волевым усилиям в разных видах деятельности, способны доводить до конца начатое дело.
Данные характеристики соответствуют целевым ориентирам Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
(17слайд) Сейчас я предлагаю вам сделать поделку-шнуровку из солёного теста, а чтобы узнать что мы будем лепить нужно отгадать загадку.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко) Правильно мы будем лепить яблоко.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №11»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Развитие мелкой моторики рук дошкольников
посредством тестопластики.
Составила: Семёнова А.А.,
воспитатель МБДОУ№11
г.Салавата
2015
|