Волосюк Равиля Саитовна, воспитатель МБДОУ детский сад № 51 «Золотой орешек» г. Пятигорска
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей: окружающими людьми: родители обычно получают совет — больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
В своей работе в течение многих лет я ставила и решала следующие задачи:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
- повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
В начале года в мою группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых мелких упражнений замедленный.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким.
В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, "пальчиковый бассейн". Хорошим средством для развития движений является игра "Пальчиковый театр".
Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача — поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.
Девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, "печь" для них пирожки и пирожные из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
К концу учебного года мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук — подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевает сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным движением — речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.
Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
К работе по развитию моторики я подключаю родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.
На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии.
Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:
массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;
формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).
Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами — среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.
Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Предлагаю показать, как правильно пользоваться ими, при этом давать конкретное задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что, выполняя ее, они приносят пользу.
Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы ни находились: в саду, во дворе или на берегу водоема — предоставьте даже совсем маленькому возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать "строительные материалы" на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместите в отдельные коробочки (или мешочки) мелкий ручной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал — снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку и т.д. К тому же на снегу, как на песке, можно рисовать и писать.
Советую не упускать возможности познакомить сына или дочку с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.
Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, — а также на развитие речи и готовит к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
|