Волосюк Равиля Саитовна. РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Волосюк Равиля Саитовна, воспитатель МБДОУ детский сад № 51 «Золотой орешек» г. Пятигорска

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей: окружающими людьми: родители обычно получают совет — больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.

 

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

В своей работе в течение многих лет я ставила и решала следующие задачи:

  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
  • подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
  • установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

В начале года в мою группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых мелких упражнений замедленный.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким.

В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, "пальчиковый бассейн". Хорошим средством для развития движений является игра "Пальчиковый театр".

Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача — поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.

Девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, "печь" для них пирожки и пирожные из песка.

Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

К концу учебного года мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук — подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевает сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным движением — речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.

Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

К работе по развитию моторики я подключаю родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии.

Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:

массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;

формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами — среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.

Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Предлагаю показать, как правильно пользоваться ими, при этом давать конкретное задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что, выполняя ее, они приносят пользу.

Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы ни находились: в саду, во дворе или на берегу водоема — предоставьте даже совсем маленькому возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать "строительные материалы" на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместите в отдельные коробочки (или мешочки) мелкий ручной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.

Зимой под рукой другой материал — снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку и т.д. К тому же на снегу, как на песке, можно рисовать и писать.

Советую не упускать возможности познакомить сына или дочку с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.

Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, — а также на развитие речи и готовит к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Просмотров: 613
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Пачина Алёна Михайловна. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Лайшева София Саитовна. Консультация для родителей и воспитателей. «Игры для развития мелкой моторики»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Перепечаева Светлана Николаевна. Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Анастасия Коваленко. Методическая рекомендация для родителей по развитию мелкой моторики: 'Игры с предметами домашнего обихода'
  • Анастасия Коваленко. Методическая рекомендация для родителей по развитию мелкой моторики. «Игры с предметами домашнего обихода».
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Семенова Оксана Борисовна. Использование прогулки в целях развития движений детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь