Крюкова Екатерина Васильевна. Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушения

Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику»

Автор: Крюкова Екатерина Васильевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

 Скачать конспект

В 2013-2014 учебном году одной из задач нашего ДОУ является создание оптимальных условий для развития грамматического строя речи, потенциала дошкольников посредством грамотного построения целостного педагогического процесса в ДОУ, формирование у детей нравственных начал и приобщения к общечеловеческим ценностям.

Что же такое Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Для реализации этой задачи в своей группе мы провели занятие на тему: "Космическое путешествие к Лунтику". Занятие предназначено для детей в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, длительность занятия 25 минут, с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

Закреплять представления о космосе, космонавтах; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов-антонимов и определений); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Коррекционно — развивающие:

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение; слуховое внимание; артикуляционную и мелкую моторику; зрительный гнозис и конструктивный праксис в работе с разрезными картинками.

Коррекционно — воспитательные:

Воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательность, ответственность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование: разрезные картинки — «ракета», «космонавт», «спутник», «Земля», «Луна», индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, салфетки, предметные картинки для игры «Что возьмем с собой?», силуэт ракеты, компьютер, заставка на компьютере картинки Лунтика (героя детского мультфильма) Лунтика озвучивает воспитатель, слайды по теме «Космос», «космическая» мелодия, шесть картинок с изображением звездного неба, цветные карандаши, рация, угощение «звезда» по количеству детей.

Словарная работа: «скафандр».

Предварительная работа: рассматривание слайдов с изображением звездного неба, млечного пути; образование однокоренных слов к слову «звезда», разучивание физминутки «Будем космонавтами», пальчиковой гимнастики «Космонавт», работа с разрезными картинками по теме, отгадывание загадок.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети с учителем логопедом подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки.

Учитель-логопед: Дети, проходите за столы, там лежат картинки – они рассыпались, попробуйте их собрать и рассказать, что же у вас получилось.

Игра «Собери картинку»

(Дети собирают картинки.)

Учитель-логопед: Что у вас получилось?

Ответы детей: Космонавт, ракета, спутник, Земля, Луна.

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О космосе.

Учитель-логопед: Я хочу поздравить вас с наступающим праздником – Днем космонавтики, который отмечается 12 апреля. Дети, а кто летает в космос?

Дети: Космонавты.

Учитель-логопед: Кто был первым космонавтом?

Дети: Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно, чтобы стать космонавтом?

Дети: Хорошо учиться, много читать, делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, …

Учитель-логопед: А вы знаете, сегодня утром нам пришло письмо, наш хороший знакомый Лунтик, пишет, что очень скучает и приглашает нас в гости. Ну, что полетим к нему?

Дети: Да.

Учитель-логопед: А где живет наш друг?

Дети: На Луне.

Учитель-логопед: Но нам нужно подготовиться для полета, ведь перед вылетом космонавты очень много тренируются. Сделаем вместе зарядку, становитесь по порядку, начинаем мы зарядку.

Дети за учителем – логопедом проходят и строятся в круг.

2. Физминутка «Будем космонавтами»

Вот выходит на парад (маршируют)

Наш космический отряд.

Руки в стороны – к плечам, (ноги вместе, руки к плечам, в

Дружно мы покажем вам. стороны, к плечам)

И наклоны выполняем, (ноги на ширине плеч, руки на

Наклоняемся вперед. поясе, наклоны вперед)

Приседаем и встаём (присесть, руки вперед, встать -

И ничуть не устаём. руки на пояс)

Раз – прыжок, два – прыжок, (прыжки на месте)

Ножку ставим на носок. (тянем носок)

И опять шагаем – руки поднимаем. (шагаем, поднимаем руки)

Учитель-логопед: Сами мы подготовились, а теперь потренируем наш язычок, что бы он помог нам красиво выговаривать слова, когда мы отправимся в космос.

3. Артикуляционная гимнастика

Улыбка Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Трубочка Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (зубы сомкнуты).

Часики • улыбнуться, открыть рот

  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели • улыбнуться

  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы.

Учитель-логопед: Молодцы! Отлично у вас получается!

4. Игра «Что возьмем с собой?»

Учитель-логопед: Но чтобы отправиться в космос нам необходимо собрать вещи. Что необходимо взять с собой в полет?

(Предлагаем детям подойти к следующему столу на котором лежат картинки – рация, аптечка, инструменты, питание в тюбиках и консервы, скафандр, стул, мягкие игрушки. Дети выбирают картинку и объясняют, для чего этот предмет нужен.)

5. Упражнение на дыхание

Учитель-логопед: Я буду командиром космического корабля, а вы мой экипаж.

Итак, экипаж занять места в ракете.

(Дети к «Ракете» и занимают свои места.)

Учитель-логопед: Внимание, приготовиться к полету, пристегнуть ремни. Дети, а центр управления полетом не выпускает нас, нужно еще проверить ваши легкие перед стартом. Подышим, повторяем за мной.

Вдох – выдох – вдыхаем через нос – выдох через рот …

Итак, включить приборы, начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

(Гасится свет, на экране загораются слайды. Учитель-логопед рассказывает про космос, обращая внимание на слайды, звучит тихая космическая музыка.)

Учитель-логопед: Мы уже в космосе, посмотрите, как красиво. А вот мы летим над Землей. Скажите, ребята, какая она? Наша Земля?

Слайд: вид земли из космоса.

Дети: Красивая, голубая, необыкновенная, замечательная.

Учитель-логопед: А на что она похожа?

Дети: Наша земля похожа на мяч, шарик, яблоко, круглый орешек, колобок…

Учитель-логопед: А вот мы уже видим Луну. Внимание, приготовиться к посадке на Луну. Прилетели, выключить приборы. Выходим.

Учитель-логопед: (Оглядывается, ищет кого то.) А где же Лунтик, давайте его позовем?

Дети: Лунтик, ты где?

6. Отгадывание загадки

Лунтик: (Заставка компьютера, голос воспитателя). Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что прилетели ко мне в гости. Я очень люблю загадки, а вы любите? Послушайте и отгадайте:

Угли пылают —
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать.

Что это?

(Это звезды).

Лунтик: Как вы догадались?

Дети: Звезды ярко горят, но днем их не видно.

Лунтик: Какие же вы сообразительные! Молодцы!

7. Игра «Семейка слов»

Лунтик: Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову звезда.

Как можно ласково назвать звезду?

Дети: Звездочка.

Лунтик: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Лунтик: Как можно назвать корабль, который летит к звездам?

Дети: Звездолет.

Лунтик: Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

Дети: Звездочет.

Лунтик: А как говорят, когда падают звезды?

Дети: Звездопад.

Лунтик: Ребята, а как называются фигуры, которые образуют яркие звезды?

Дети: Созвездие.

Лунтик: Великолепно! Вы меня порадовали. Напомните мне, какие у нас получились слова?

Дети перечисляют: звездочка, звездочет, звездолет, созвездие, звездное небо, звездопад.

Лунтик: Ребята, я часто любуюсь звездным небом, звездами, а иногда даже их фотографирую. Посмотрите, на мои фотографии.

(Просмотр слайдов звездного неба).

Учитель-логопед: Какие красивые фотографии у тебя получились, Лунтик.

Лунтик: Это не просто звезды, если их соединить, то может получиться фигурка. Предлагаю сесть за стол, приготовить карандаши.

Учитель-логопед: А чтобы у нас все линии получились ровными и красивыми, сделаем гимнастику для пальчиков.

8. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В темном небе звезды светят (поочередное соединение большого

Космонавт летит в ракете пальца с мизинцем, безымянным,

День летит, два летит средним и указательным пальцем на ударные

И на землю не глядит. слоги)

9. Игра «Чего не стало?»

Учитель-логопед: Вот так Лунтик, какие замечательные фотографии сделал. Соедините все яркие звезды и тогда увидим, что получится.

- Юля, что у тебя на фотографии?

Юля: У меня получилась ракета.

Учитель-логопед: Варя, закрой ладошкой ракету. Скажи, чего у тебя не стало?

Варя: У меня не стало ракеты.

Учитель-логопед: Ребята, закройте ладошками свои ракеты. Чего у вас не стало? Дети: У нас нет ракет.

(Раздаётся сигнал по рации)

Учитель-логопед: Нас вызывает Земля. Земля, Земля, вас поняли, возвращаемся домой. Нам пора возвращаться домой, но ты не грусти мы обязательно к тебе прилетим, или ты к нам прилетай в гости. Правда, ребята?

Лунтик: Спасибо, за приглашение. До свидания!

(Прощаемся с Лунтиком, садимся в «Ракету» на стульчики, предлагаю пристегнуть ремни, включить приборы)

Учитель-логопед: Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!

(Звучит музыка.)

Учитель-логопед: Наш космический полет окончен. Вот мы и дома!

10. Игра «Скажи наоборот».

(Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг)

Учитель-логопед: В солнечный день очень светло, а в космосе...

  • .. темно.

- Летом на солнце очень жарко, а в космосе...

  • .. холодно.

- На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...

  • .. медленно.

- На Земле работать легко, а в космосе...

  • .. тяжело.

Молодцы.

11. Итог занятия.

Учитель-логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Дети, вы знаете — есть такая примета: если увидишь падающую звезду, и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под настоящий звездопад, решила собрать звезды в коробочку и поделиться со своими друзьями, ведь всегда очень важно делиться чем-то радостным, хорошим, добрым. И сегодня я хочу подарить каждому по одной звезде, когда вы загадаете желание, а потом съедите ее, то желание обязательно сбудется.

Используемая литература:

  1. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.
  2. В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.
  3. А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.
Просмотров: 621
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Редактор. Поздравляем с Днем учителя - Вы учитель с буквы большой
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Редактор. Сочинения на тему - Мой любимый учитель
  • Марина Константиновна Хухорова. Презентация 'Учитель здоровья 2014!'
  • Елена Жаренко. Сочинение на тему: 'Учитель в наше время'
  • Миллер Маргарита Ивановна. Выступление детей старшего дошкольного возраста (5-7-лет) на торжественном открытии городского конкурса «Учитель года»
  • Шуракова Анна Андреевна. «Музыкальный сюрприз» — Открытое музыкальное занятие на конкурс «Учитель года 2018»
  • Сироткина Снежана Валерьевна. КВН «Лев Николаевич Толстой – первый учитель детворы». Литературно-познавательное мероприятие
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Светлана Морозова. Учитель – дефектолог Морозова С.Ю. «Моя автобиография»
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Вокуева Галина Юрьевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мы дети планеты Земля»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Пронина Элина Викторовна. Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром с двигательным компонентом. «Дети планеты Земля!»
  • Карпова Анна Викторовна. Проект 'Космос и дети'
  • Неустроева Оксана Владимировна. Сценарий праздника «Дети, зубы берегите»
  • Морозова Анна Анатольевна. Интегрированное занятие в средней группе «Лунтик в гости к нам спешит»
  • Комарова Оксана Анатольевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы «Лунтик в магазине»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь