Автор: Крюкова Екатерина Васильевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Скачать конспект
В 2013-2014 учебном году одной из задач нашего ДОУ является создание оптимальных условий для развития грамматического строя речи, потенциала дошкольников посредством грамотного построения целостного педагогического процесса в ДОУ, формирование у детей нравственных начал и приобщения к общечеловеческим ценностям.
Что же такое Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Для реализации этой задачи в своей группе мы провели занятие на тему: "Космическое путешествие к Лунтику". Занятие предназначено для детей в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, длительность занятия 25 минут, с использованием ИКТ.
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
Закреплять представления о космосе, космонавтах; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов-антонимов и определений); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Коррекционно — развивающие:
Развивать координацию речи с движением, творческое воображение; слуховое внимание; артикуляционную и мелкую моторику; зрительный гнозис и конструктивный праксис в работе с разрезными картинками.
Коррекционно — воспитательные:
Воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательность, ответственность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование: разрезные картинки — «ракета», «космонавт», «спутник», «Земля», «Луна», индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, салфетки, предметные картинки для игры «Что возьмем с собой?», силуэт ракеты, компьютер, заставка на компьютере картинки Лунтика (героя детского мультфильма) Лунтика озвучивает воспитатель, слайды по теме «Космос», «космическая» мелодия, шесть картинок с изображением звездного неба, цветные карандаши, рация, угощение «звезда» по количеству детей.
Словарная работа: «скафандр».
Предварительная работа: рассматривание слайдов с изображением звездного неба, млечного пути; образование однокоренных слов к слову «звезда», разучивание физминутки «Будем космонавтами», пальчиковой гимнастики «Космонавт», работа с разрезными картинками по теме, отгадывание загадок.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети с учителем логопедом подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки.
Учитель-логопед: Дети, проходите за столы, там лежат картинки – они рассыпались, попробуйте их собрать и рассказать, что же у вас получилось.
Игра «Собери картинку»
(Дети собирают картинки.)
Учитель-логопед: Что у вас получилось?
Ответы детей: Космонавт, ракета, спутник, Земля, Луна.
Учитель-логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О космосе.
Учитель-логопед: Я хочу поздравить вас с наступающим праздником – Днем космонавтики, который отмечается 12 апреля. Дети, а кто летает в космос?
Дети: Космонавты.
Учитель-логопед: Кто был первым космонавтом?
Дети: Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно, чтобы стать космонавтом?
Дети: Хорошо учиться, много читать, делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, …
Учитель-логопед: А вы знаете, сегодня утром нам пришло письмо, наш хороший знакомый Лунтик, пишет, что очень скучает и приглашает нас в гости. Ну, что полетим к нему?
Дети: Да.
Учитель-логопед: А где живет наш друг?
Дети: На Луне.
Учитель-логопед: Но нам нужно подготовиться для полета, ведь перед вылетом космонавты очень много тренируются. Сделаем вместе зарядку, становитесь по порядку, начинаем мы зарядку.
Дети за учителем – логопедом проходят и строятся в круг.
2. Физминутка «Будем космонавтами»
Вот выходит на парад (маршируют)
Наш космический отряд.
Руки в стороны – к плечам, (ноги вместе, руки к плечам, в
Дружно мы покажем вам. стороны, к плечам)
И наклоны выполняем, (ноги на ширине плеч, руки на
Наклоняемся вперед. поясе, наклоны вперед)
Приседаем и встаём (присесть, руки вперед, встать -
И ничуть не устаём. руки на пояс)
Раз – прыжок, два – прыжок, (прыжки на месте)
Ножку ставим на носок. (тянем носок)
И опять шагаем – руки поднимаем. (шагаем, поднимаем руки)
Учитель-логопед: Сами мы подготовились, а теперь потренируем наш язычок, что бы он помог нам красиво выговаривать слова, когда мы отправимся в космос.
3. Артикуляционная гимнастика
Улыбка Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Трубочка Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (зубы сомкнуты).
Часики • улыбнуться, открыть рот
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
Качели • улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхние зубы
- кончик языка за нижние зубы.
Учитель-логопед: Молодцы! Отлично у вас получается!
4. Игра «Что возьмем с собой?»
Учитель-логопед: Но чтобы отправиться в космос нам необходимо собрать вещи. Что необходимо взять с собой в полет?
(Предлагаем детям подойти к следующему столу на котором лежат картинки – рация, аптечка, инструменты, питание в тюбиках и консервы, скафандр, стул, мягкие игрушки. Дети выбирают картинку и объясняют, для чего этот предмет нужен.)
5. Упражнение на дыхание
Учитель-логопед: Я буду командиром космического корабля, а вы мой экипаж.
Итак, экипаж занять места в ракете.
(Дети к «Ракете» и занимают свои места.)
Учитель-логопед: Внимание, приготовиться к полету, пристегнуть ремни. Дети, а центр управления полетом не выпускает нас, нужно еще проверить ваши легкие перед стартом. Подышим, повторяем за мной.
Вдох – выдох – вдыхаем через нос – выдох через рот …
Итак, включить приборы, начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск!
(Гасится свет, на экране загораются слайды. Учитель-логопед рассказывает про космос, обращая внимание на слайды, звучит тихая космическая музыка.)
Учитель-логопед: Мы уже в космосе, посмотрите, как красиво. А вот мы летим над Землей. Скажите, ребята, какая она? Наша Земля?
Слайд: вид земли из космоса.
Дети: Красивая, голубая, необыкновенная, замечательная.
Учитель-логопед: А на что она похожа?
Дети: Наша земля похожа на мяч, шарик, яблоко, круглый орешек, колобок…
Учитель-логопед: А вот мы уже видим Луну. Внимание, приготовиться к посадке на Луну. Прилетели, выключить приборы. Выходим.
Учитель-логопед: (Оглядывается, ищет кого то.) А где же Лунтик, давайте его позовем?
Дети: Лунтик, ты где?
6. Отгадывание загадки
Лунтик: (Заставка компьютера, голос воспитателя). Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что прилетели ко мне в гости. Я очень люблю загадки, а вы любите? Послушайте и отгадайте:
Угли пылают — Совком не достать. Ночью их видно, А днем не видать.
Что это?
(Это звезды).
Лунтик: Как вы догадались?
Дети: Звезды ярко горят, но днем их не видно.
Лунтик: Какие же вы сообразительные! Молодцы!
7. Игра «Семейка слов»
Лунтик: Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову звезда.
Как можно ласково назвать звезду?
Дети: Звездочка.
Лунтик: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Лунтик: Как можно назвать корабль, который летит к звездам?
Дети: Звездолет.
Лунтик: Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?
Дети: Звездочет.
Лунтик: А как говорят, когда падают звезды?
Дети: Звездопад.
Лунтик: Ребята, а как называются фигуры, которые образуют яркие звезды?
Дети: Созвездие.
Лунтик: Великолепно! Вы меня порадовали. Напомните мне, какие у нас получились слова?
Дети перечисляют: звездочка, звездочет, звездолет, созвездие, звездное небо, звездопад.
Лунтик: Ребята, я часто любуюсь звездным небом, звездами, а иногда даже их фотографирую. Посмотрите, на мои фотографии.
(Просмотр слайдов звездного неба).
Учитель-логопед: Какие красивые фотографии у тебя получились, Лунтик.
Лунтик: Это не просто звезды, если их соединить, то может получиться фигурка. Предлагаю сесть за стол, приготовить карандаши.
Учитель-логопед: А чтобы у нас все линии получились ровными и красивыми, сделаем гимнастику для пальчиков.
8. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В темном небе звезды светят (поочередное соединение большого
Космонавт летит в ракете пальца с мизинцем, безымянным,
День летит, два летит средним и указательным пальцем на ударные
И на землю не глядит. слоги)
9. Игра «Чего не стало?»
Учитель-логопед: Вот так Лунтик, какие замечательные фотографии сделал. Соедините все яркие звезды и тогда увидим, что получится.
- Юля, что у тебя на фотографии?
Юля: У меня получилась ракета.
Учитель-логопед: Варя, закрой ладошкой ракету. Скажи, чего у тебя не стало?
Варя: У меня не стало ракеты.
Учитель-логопед: Ребята, закройте ладошками свои ракеты. Чего у вас не стало? Дети: У нас нет ракет.
(Раздаётся сигнал по рации)
Учитель-логопед: Нас вызывает Земля. Земля, Земля, вас поняли, возвращаемся домой. Нам пора возвращаться домой, но ты не грусти мы обязательно к тебе прилетим, или ты к нам прилетай в гости. Правда, ребята?
Лунтик: Спасибо, за приглашение. До свидания!
(Прощаемся с Лунтиком, садимся в «Ракету» на стульчики, предлагаю пристегнуть ремни, включить приборы)
Учитель-логопед: Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!
(Звучит музыка.)
Учитель-логопед: Наш космический полет окончен. Вот мы и дома!
10. Игра «Скажи наоборот».
(Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг)
Учитель-логопед: В солнечный день очень светло, а в космосе...
- Летом на солнце очень жарко, а в космосе...
- На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...
- На Земле работать легко, а в космосе...
Молодцы.
11. Итог занятия.
Учитель-логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Дети, вы знаете — есть такая примета: если увидишь падающую звезду, и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под настоящий звездопад, решила собрать звезды в коробочку и поделиться со своими друзьями, ведь всегда очень важно делиться чем-то радостным, хорошим, добрым. И сегодня я хочу подарить каждому по одной звезде, когда вы загадаете желание, а потом съедите ее, то желание обязательно сбудется.
Используемая литература:
- Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.
- В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.
- А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.
|