Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Каневской район
Использование современных образовательных технологий:
ИКТ – технология, ТРИЗ – технология, игровая, педагогическая,
личностно-ориентированный и дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии – дорожка здоровья, массаж лица, релаксация, игры с прищепками, подвижная игра, физминутка.
Разработала и провела: учитель – логопед МАДОУ детский сад №10 Тюрнина И.Л. ст. Каневская 2014г.
Цель: Продолжать учить построению речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах
Скачать конспект
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ш с опорой на различные виды контроля
- формировать навыки словообразования
- формировать адъективный словарь
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях и тексте
- развивать звуко-буквенный анализ и синтез
- развивать внимание и память
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей наблюдательность
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки, в названии которых есть звук Ш, графическое изображение профиля артикуляции звука Ш, картонные макеты буквы Ш, тетради, карандаши, зеркала.
Ход ОД
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ребята, а вы любите загадки?, тогда слушайте внимательно!
Сижу верхом, Не ведаю, на ком.
(шапка)
Здесь войско выстроилось в ряд: Слоны, и кони, и ладьи, И пешки — чинно все стоят! Скорей игру мне назови!
(шахматы)
Он стоит в углу у стенки Ох, огромный он на вид! Но он вовсе не наказан, Мама вещи в нём хранит.
(шкаф)
Бывает горький и молочный, Во рту он тает быстро очень, Отведать каждый его рад, Что же это?........ (шоколад).
II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Ребята, а вы заметили, с какого звука начинаются все слова, которые мы отгадали? (со звука Ш)
И сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуком Ш и буквой Ш.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Давайте с вами вспомним, как мы произносим звук Ш? (губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку).
Характеристика звука. Почему звук Ш согласный? Почему глухой? (проверяем — рука к горлышку- голосовые связки отдыхают, горло не дрожит). Какой это звук — твёрдый или мягкий? Отличительный признак этого звука- он всегда твёрдый. Каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные? (дети поднимают карандаш синего цвета).
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Весёлый поезд».
Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают — да), тогда давайте с вами отправимся в путешествие на поезде. Перед вами поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своём вагоне. В первом те, в названии которых звук Ш находится в начале слова, во втором- в середине слова, в третьем- в конце слова. Вам, ребята, нужно разместить пассажиров в нужные вагоны (картинки: кошка, мышь, бабушка, шимпанзе, шмель, малыш). Ребята, кто желает поучаствовать в игре? (дети по одному выходят к доске, на которой находится поезд с вагонами, выбирают картинку, показывают её остальным детям, проговаривая название пассажира, определяют положение звука в этом слове и помещают картинку в нужный вагон).
Ребята, теперь мы с вами знаем, что звук Ш может стоять в разных позициях, назовите, в каких? (дети отвечают: в начале, середине, конце).
4. Соотнесение звука с буквой.
Ребята! Мы не можем звук увидеть И не можем в руки взять Звук мы можем только слышать А ещё его сказать!
Ребята, вы знаете, что у каждого звука есть своя буква. Скажите мне пожалуйста, а что мы делаем с буквами? (пишем и читаем).
Вот и у звука Ш есть буква Ш. Посмотри на букву Ш- Буква очень хороша, Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Обратите внимание, у вас на столах лежат трафареты буквы Ш, попробуйте сделать из неё буквы Е и Ё.
(дети выполняют действия с буквой Ш, вырезанной из картона).
Ребята, мы с вами путешествовали на поезде, а теперь мы продолжим наше путешествие на самолёте.
5. Физкультминутка.
Наивысший пилотаж Со звуком у-у-у дети выполняют Нам покажет экипаж. Наклоны влево и вправо с вытяну В поднебесье самолёт тыми в стороны руками- 5-7 раз в Детям крылышком махнёт. каждую сторону.
Отдохнуло наше тело, Что же, примемся за дело.
6. Автоматизация звука в слогах, словах.
Хорошее у нас получилось путешествие, а сейчас пожалуйста подойдите к доске, мы поиграем в интересную игру «Договори слово». Вам нужно будет добавить слоги ША или ШИ, подходящие по смыслу, чтобы получились нужные слова.
Ка.. (ша) Мы.. (ши) Ма.. (ша) Камы.. (ши) Гру.. (ша) У.. (ши)
Ребята, обратите внимание, какая пишется буква после буквы Ш в словах: мыши, уши, камыши? (дети отвечают- И).
В слоге ШИ, услышав Ы,
Написать ты должен И!
Главное правило в русском языке – это правописание слога ШИ – слышим Ы, а пишем И!
Ребята присаживайтесь на свои места, вам нужно будет выполнить графическое упражнение №3 на странице 30 в ваших тетрадях. В этом задании слева нарисованы схемы слов, а справа- картинки. Вам нужно соединить картинку с соответствующей схемой (на доске написаны слова и определяется местоположение гласных и согласных звуков).
ГРУША КОШКА
с с к с к с к с с к
Дети самостоятельно закрашивают схемы у себя в тетрадях, а затем соединяют их с соответствующими картинками.
Ребята, наши пальчики хорошо потрудились, и теперь им нужно немного отдохнуть (дети выполняют пальчиковую гимнастику).
7. Пальчиковая гимнастика.
Шла по улице машина, Попеременное движение правой и левой рука
Шла машина без бензина, ми. Кисть правой руки лежит на столе. Пооче
Шла машина без шофёра, рёдно отрывать пальцы от стола, начинать с
Без сигнала светофора, большого пальца, а затем с мизинца, не отры
Шла, сама куда не зная, ваяя всей ладони, а затем опустить пальцы на
Шла машина заводная. стол. То же выполнить левой рукой.
III. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Ребята, мы сегодня с вами путешествовали на поезде и самолёте, а ещё можно путешествовать и на других видах транспорта, а чтобы узнать на каких, необходимо отгадать предметы по названиям их частей:
(логопед на доске помещает части предметов, а дети угадывают, какой это транспорт)
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы. – Грузовик Крылья, кабина, хвост, мотор. – Самолёт Палуба, каюта, якорь, корма, нос. – Корабль Вагоны, купе, электровоз. – Поезд.
Ребята, посмотрите, на доске картинки с изображением различных видов транспорта и сюжетные картинки с изображением автомагистрали, моря, железной дороги, неба. Логопед спрашивает у детей: «Какие виды транспорта вы знаете?» Дети соотносят предметные картинки с сюжетными и объясняют: «Машина движется по дороге – это наземный транспорт. Поезд движется по железной дороге – это железнодорожный транспорт. Корабль передвигается по воде – это водный транспорт и т.д. (грузовик, автобус, самосвал, трамвай, лодка, катер, вертолёт, аэроплан, поезд метро).
IV. Рефликсия.
О каком звуке мы сегодня говорили? Дайте ему характеристику. Какие виды транспорта вы знаете?
|