Автор: Кузнецова И.В., учитель-логопед, МАДОУ п.Боровёнка
Многолетний практический опыт в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4, 5 – 6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия.
Целью данной методической разработки является создание условий для развития фонетико-фонематического восприятия детей в возрасте 3-4 лет, где игровые упражнения – научат ребёнка слушать и слышать себя, свою речь, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому, сотрудничать с другими.
Скачать конспект
Данный комплекс занятий был разработан для кружковой работы, базирующейся на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Они подбираются в процессе обучения с учётом степени усвоения материала, общего развития ребёнка, его физического состояния.
Все занятия с детьми строятся в игровой форме, объединённым одним тематическим сюжетом ( «Путешествие в волшебный лес», «Осенний лист», «Лужайка с цветами» и т.д.). Для осмысления детьми поставленной задачи применяются словесные методы, позволяющие осознанное выполнение словесно-двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:
- краткое одновременное объяснение правил игры;
- пояснение и показ движений, звукоподражаний;
- указание при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения, звукоподражания;
- уточнение сюжета игры;
- команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народного творчества и т.д.
- Образный сюжет для развития интонационной выразительности у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ.
При обучении движению используются: наглядно-зрительные приёмы, такие как показ педагогом движений, подражание образам окружаюшей жизни; наглядно-слуховые приёмы для регуляции движения: звукоподражание, короткие стихотворения.
Правильность восприятия детьми заданий проверяется практическим методом.
Игровая форма активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Соревновательная форма практического метода применяется как средство совершенствования уже отработанных рече-двигательных навыков, воспитания чувства коллективизма. Она используется как воспитательное средство, содействующее совершенствованию рече-двигательных навыков и воспитанию морально-волевых качеств личности.
Структура и содержание кружкового занятия
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 20 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжается до З минут. Данное время необходимо для создания мотивационной направленности и подготовки организма ребенка к основным моторной и речевой нагрузкам. Под речевое сопровождение, используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега, с изменением направления темпа и ритма движения.
Основная часть занимает 12-15 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- на развитие основных сторон внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на координацию речи с движением;
- на развитие речевых и мимических движений;
- игры (статические, малоподвижные, подвижные).
Переход к основной части занятия осуществляется по мере готовности организма ребенка к восприятию физических и эмоциональных нагрузок. При этом переход является логичным завершением подготовительной части, незаметным для ребенка, но настраивающим его на главный вид деятельности.
Заключительная часть занимает до 2 минут. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, в частности различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.
Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
Игровые упражнения – научат ребёнка слушать и слышать себя, свою речь, прислушиваться к правильной речи окружающих, что будет стимулировать ребёнка к выработке правильной артикуляционной позе, к исправлению дефектного произношения.
Овладение детьми фонетической системой русского языка, формирует психологическую готовность к самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативным навыкам общения и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Данную систему занимательных упражнений можно использовать для за-
нятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в
помощи логопеда. Материал полезен логопедам и воспитателям детсадов.
ТЕМА: «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»
(дифференциация свистящих и шипящих звуков)
Задачи
- учить слышать, понимать и соблюдать правила игры;
- развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
- воспитывать доверительное отношение друг к другу;
- развивать чувство ответственности за другого человека.
Этап. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Возраст детей: младше-средняя группа
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного направленного выдоха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитофон, релаксационная музыка, маска совы, стульчик.
Подготовительная часть: Психогимнастика (Создание эмоционально положительного настроя на занятие).
«Осенний лес»
(звучит спокойная расслабляющая музыка)
Логопед: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам, вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте, как пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, мы отправляемся в осенний лес».
Прогулка на велосипедах
(Развитие направленного выдоха, уточнение артикуляции звуков[c], [ш], дифференциация звуков [с-ш])
Описание игры. В осенний лес мы поедем на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с... (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с...). Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети ш-ш-ш...) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с...)
Вот теперь можно на велосипедах ехать в лес. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш...)!
Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш...), он был теплый, язык находился вверху.
Дети, по заданию логопеда, ложатся на спину, сгибают руки в локтях – представляют, что у них в руках руль, сгибают ноги в коленях – представляют, что жмут на педали велосипеда. Под стихотворные слова логопеда дети имитируют движения езды на велосипеде.
(Развитие речевого внимания, общей моторики).
Жми сильнее на педали, И педали едут сами, И везут велосипед, Он летит быстрее всех.
Ехали мы, ехали и в лес мы приехали. Дети поднимаются на ноги и продолжаем игру.
Лес шумит
(Дифференциация звуков [с-ш])
Описание игры. В лесу стоят высокие деревья, дети- «деревья» становятся так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шумит ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш (ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу.). На слова «ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками с-с-с (са-са-са, со-со-со, су-су-су) и еще быстрее машут руками.
В лесу под высокой сосной живёт зайка. Дети, подражая взрослому, выполняют упражнение.
Зайцы
(Координация речи с движением, развитие умения договаривать словосочетания, автоматизация звука [с] в связном тексте).
Под высокой сосной. (Ладонь правой руки вертикально вверх,
пальцы широко расставлены.)
Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой
руки вверх, остальные выпрямить и соединить.)
Под другою сосной (Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы
широко расставлены.)
Скачет зайка другой. (Указательный и средний пальцы левой руки вверх,
остальные выпрямить и соединить.)
А на ветке высокой сосны живёт Совушка-Сова, большая голова.
Совушка-Сова
(Развитие фонематического восприятия, речевого внимания, памяти, дифференциация звуков [с- ш] в связном тексте).
Оснащение: маска совы, стульчик.
Описание игры. С помощью считалки выбирается водящий — «сова».
Он садится на стульчик. Остальные дети — «маленькие птички» — бегают вокруг совы, осторожно к ней приближаются.
Педагог произносит (дети повторяют за взрослым):
— Совушка-сова, Большая голова, На дереве сидит, Головой вертит,
Во все стороны глядит… Да вдруг как полетит!
На последнем слове «птички разлетаются», а «сова» пытается поймать кого-то из них. Пойманный ребенок становится водящим, игра возобновляется.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Логопед. Хорошо мы поиграли, но немножечко устали и пора нам отдохнуть. (Дети ложатся на ковер. Звучит нежная и тихая музыка.)
Мы лежим на травке... На зелёной мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас... Ноги тёплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко... Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется... (2 раза)
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать. Открыли глазки. Потянулись, улыбнулись, сели. Подняли ручки, улыбнулись солнышку, встали.
Окончание занятия.
Пора возвращаться домой. Возьмём свои велосипеды. Проверим, хорошо ли надуты шины. А кто помнит, как воздух выходил из шины? (Дети: ш-ш-ш...)!
А кто помнит, как качал шины насос? (Дети: с-с-с…)!
Под стихотворные слова логопеда дети имитируют движения езды на велосипеде.
Жми сильнее на педали, И педали едут сами, И везут велосипед, Он летит быстрее всех.
Ехали мы, ехали и домой приехали!
ЛИТЕРАТУРА:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: — СПб., 2010
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб., 2008.
- Гавришева Л., Нищева Н. Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Вып. 2.. — СПб., 2012.
- Железнова С. Коммуникативные игры с песенками. Диск №1, 2 «Музыка с мамой».
- Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов/ Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. — М.: Просвещение 1981.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2005
- Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение»: Пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1999.
- Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. — СПб., 2009
- Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015.
|