Тематическое мероприятие с детьми старшей группы «Праздник родного языка»
Разработала:
Кольцова Любовь Владимировна воспитатель МДОУ № 28
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в нашей дошкольной группе праздника, в ходе которого воспитанники знакомятся с красотой и величием русского языка и культуры.
Скачать: Конспект итогового мероприятия в рамках реализации проекта «Времена года» /осень/ с детьми старшей группы «Осенние краски» (полный конспект)
Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития детей
Задачи:
- формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
- способствовать развитию нравственных качеств характера;
- развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство;
- раскрывать таланты воспитанников;
- воспитывать патриотизм, толерантность.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, особенный праздник: Международный день родного языка. Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.
Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека — тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?
Дети: На русском.
Воспитатель: А какое первое слово произносит ребенок?
Дети: Мама.
Воспитатель: По-немецки это звучит как «мутер», по-английски – «мазер», по-французски – «маман». Мы споем песню о самом дорогом и любимом человеке — маме.
(Дети исполняют «Песню о маме», звучит минусовка)
Воспитатель: Родной язык. Как вы думаете, для чего он нужен людям? Когда возник? Как разговаривали люди, жившие столетия назад? Мы спросим об этом ученую — Даму лингвистических наук.
Дама лингвистических наук (библиотекарь): Довожу до вашего сведения, что слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называется «альфа», а вторая «вита» — из них и получилось слово «алфавит». А теперь назовите, пожалуйста, известные вам буквы алфавита!
Дети называют буквы и, если знают, показывают на плакате, расположенном в зале библиотеки.
Дама лингвистических наук (библиотекарь): Позвольте предложить вам чудесную игру «Живые буквы».
(Дети берут у Дамы лингвистических наук (библиотекаря): таблички с буквами и встают так, чтобы собрать слова «мама», «мир», «родина»).
Под музыку появляется госпожа Пословица (воспитатель).
Госпожа Пословица: Здравствуйте, ребятушки! Я — госпожа Пословица! К вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла! А вы меня слушайте внимательно!
Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека — без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Родной язык — народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания —
Всё мило нам на языке родном!
Дама лингвистических наук (библиотекарь): Позвольте, госпожа Пословица! Мы с детьми ведем беседу об «алфавите»!
Госпожа Пословица: Да, тогда я об азбуке детям расскажу. Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «аз», буква «Б» — «буки» — из них и получилось русское слово «азбука».
Дама лингвистических наук (библиотекарь): Уважаемая! А слово «алфавит».
Госпожа Пословица: Не будем спорить, так как слова «алфавит» и «азбука» обозначают одно и тоже!
Дама лингвистических наук (библиотекарь): Как приятно! Доброе слово сказать — что дождь в засуху!
Дама лингвистических наук (библиотекарь): А наши дети о добрых словах тоже знают пословицы.
Дети называют известные им пословицы о добром слове:
- Доброе слово железные ворота откроет!
- Доброе слово и кошке приятно.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
- Доброе слово уймет злое.
Госпожа Пословица: Оно и правда! Пословица — это, дети, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы: пословица ведь не мимо молвится!
Поводим русский народный хоровод!
(Водят хоровод «Березка», муз. Потапенко)
Дама лингвистических наук (библиотекарь): Хороши наши русские народные хороводы! А давайте мои задания выполним. Похлопайте по количеству слогов в словах: «дети», «родина», «мама», «русские», «алфавит», «азбука».
(Дети выполняют задание).
Госпожа Пословица: Молодцы, ребята! А загадки русские народные вы отгадаете?
Послушайте:
- Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо)
- На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов — богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
3. Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
4. Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Госпожа Пословица: Молодцы, ребята! Вы знаете наш родной русский язык!
Дама лингвистических наук (библиотекарь): Могуч и прекрасен наш родной русский язык! Существует много разных достойных высказываний о русском языке, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.
Высказывания классиков:
«Язык — это история народа. Язык — это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (Александр Иванович Куприн)
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». (Максим Горький)
«Русский народ создал русский язык — яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». (Алексей Николаевич Толстой)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!». (Иван Сергеевич Тургенев)
С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими», это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.
Дети читают стихи:
1. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
2. В родном языке — каждое слово — бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
3. Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
4. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
5. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Госпожа Пословица: Я вас поздравляю с праздником родного языка!
Дама лингвистических наук (библиотекарь):
Ну что же, ребятишки,
Дарю вам всем по книжке.
В одной книжке — сказки,
В другой — вопросы и подсказки.
Третья — про звезды и небеса,
Четвертая — про другие чудеса.
А в этой, самой большой,
Ответ на вопрос найдете любой.
Много читайте и обо всем узнавайте!
(Раздает детям книги в подарок).
|