Задачи: 1. Обобщить у детей знание пословиц. 2. Развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении. 3. Воспитывать любовь к речи, обратить внимание на её красоту, выразительность и точность.
Предварительная работа: дети разучивают пословицы, разучивают инсценировку, родители рисуют иллюстрации к пословицам. Чтение сказок, пословиц к конкурсу 8. Оборудование: костюмы, подборка русских народных песен, плетень, подсолнухи, иллюстрации петуха, солнца, лавочки, макет дерева с яблоками, мультимедийка, флажки, презентация «Скороговорки в картинках» (3 конкурс)
Скачать презентацию
Скачать конспект праздника
Ход развлечения Звучит музыка. -Добрый день, дорогие родители и дети. Сегодня мы собрались на речевой праздник, который посвящён пословицам . В моей необычной коробочке приготовлены для вас жетоны, которые вы будете получать за ваши правильные ответы, за вашу смекалку, находчивость и за знание пословиц. Представление жюри и команд. -И так, приступим! Разминка • Кто придумал пословицы? • Кто собирал и записывал пословицы? • О чём говорят пословицы? (о добре, зле, справедливости, о труде, о дружбе и т.д.) • Почему они вам нравятся?( складные, красивые)
На экране мультимедийки появляется изображение А.С.Пушкина.
-Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил пословицы. О сказал : «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!» Пословицы – это настоящее богатство оставленное нам в наследство. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом. Конкурс 1. «Доскажи пословицу» -Я читаю начало пословицы, а вы заканчиваете. (Вопросы задаются по очереди каждой команде) 1. Сначала подумай, потом … (говори). 2. Сумел взять – умей …(отдать). 3. Терпение и труд, всё…(перетрут). 4. О дереве судят по плодам, а о человеке по ….(делам) Конкурс 2. «Узнай пословицу по двум словам» -Послушайте пару слов и скажите, в какой пословице они встречаются. 1. Семь-один. (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь - один раз отрежь.) 2. Труд-лень. (Труд кормит, а лень кормит.) 3. Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом) 4. 100 рублей – 100 друзей.(Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Конкурс 3. «Кто быстрее назовёт пословицу» На экране появляется изображение к пословице. Чья команда быстрее поднимет флажок, та и отвечает. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Конкурс 4. «Вспомни пословицу, которая начинается на это слово» 1. Волков (Волков бояться - в лес не ходить) 2. Одна (Одна голова хорошо, а две лучше) 3. Дают (Дают - бери, бьют - беги) 4. Любишь (Любишь кататься, люби и саночки возить) Конкурс 5. « Аукцион» Кто пословиц больше знает, Тот награду получает. -Назовите пословицы о дружбе. Побеждает тот, кто больше вспомнит пословиц о дружбе. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Дружба дружбой, а служба службой. • Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. • Крепкую дружбу и топором не разрубишь. • Дружба, как стекло: разобьёшь - не сложишь. • Новых друзей наживай, а старых не забывай. • Нет друга – ищи, а найдёшь – береги. • Дерево живёт корнями, а человек друзьями. • Друг познаётся в беде. • Друг лучше старый, а платье – новое. • Сам погибай, а товарища выручай. Конкурс 6. « Домашнее задание» -Пришла пора проверить ваше домашнее задание. Сейчас одна команда показывает рисунок, а команда-соперник отгадывает пословицу. (Жюри оценивает понятность рисунка, изобретательность, творческий подход и скорость выполнения) Конкурс 7. « Каждой сказке своя пословица» На мультимедийке появляются эпизоды из сказок, а команды по очереди должны отгадать, какая пословица подходит к каждой из этих сказок. 1. «Царевна-лягушка» (Утро вечера мудренее) 2. «Котята» Л.Толстой (Друг познаётся в беде) 3. «Волк и лиса» (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда) 4. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» 5. Басня Крылова «Ворона и лисица» 6. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 7. «Лягушка-путешественница» 8. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 9. Ненецкая сказка «Айога»
Сценка «Фома и Ерёма» -Есть на свете маленькое село «Пословицыно».( На экране появляется картинка села) Много работают в этом селе, но и веселиться не забывают. Недаром в пословице говорится: «Делу – время, потехе – час» Когда заканчивалась работа, собирались у околици и стар и млад, и смешили друг друга небывальщиной да неслыхальщиной. Звучит музыка . Фома и Ерёма: Здрасьте. А вот и мы оба, Фома да Ерёма. Фома: Голоса услыхали, к вам прибежали. Ерёма: Мы ребята удалые… Фома: Мы ребята озорные… Ерёма: Голосом пляшем, ногами поём. Фома: В общем и в целом, прекрасно живём. Ерёма: А ну , Фома, присядем у ворот да потешим народ. Фома: нынче мы вам расскажем в лицах весёлые небылицы. (Садятся) Ерёма: Начинай (толкает). Фома: Нет, ты начинай. Оба: вместе мы начнём, а вы подпевайте. (Фома и Ерёма играют на балалайках, а две девочки приплясывают) Фома: На дубу коза посеется, В бане парится медведь. Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот всё идёт наоборот. Ерёма: рано утром вечерком, поздно на рассвете Баба ехала верхом в ситцевой карете. Фома: а наш дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает. Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот всё идёт наоборот. Ерёма: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье. Фома: сидит Ёжик на берёзе, новая рубашка, На головке сапожок, на ноге фуражка. Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот всё идёт наоборот. Ерёма: Сидит заяц на берёзе в алюминиевых штанах. А кому какое дело, может заяц космонавт! Фома: По реке плывёт корова, обгоняет пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребёт.
Конкурс 8 (Для родителей команд) «Кто больше вспомнит пословиц с числами семь, один» 1. Один в поле не воин. 2. Семеро с ложкой, один с сошкой. 3. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 4. Семеро одного не ждут. 5. Семь бед - один ответ. 6. Один за всех и все за одного. 7. Одна пчела много мёду не натаскает. 8. Подчас и один стоит семерых. 9. Одной рукой и узла не завяжешь. И т.д. Конкурс 9 «Объяснялки» От каждой команды выходит по одному ребёнку. По очереди снимают по одному яблоку с яблони (с обратной стороны яблок написаны пословицы) и объясняют пословицу. Жюри слушают и оценивают . Выигрывает в этом конкурсе тот, кто правильно объяснит пословицу.
Завершение праздника. Подведение итогов. Дети подсчитывают жетоны.
Данный праздник ориентирован для детей как с нарушениями речи, так и для детей с нормой . Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Поэтому любовь к русскому языку можно воспитывать только через интерес к нему. Подготовительная работа и сам праздник поможет сделать первые шаги детей в познании родного языка. Ребёнок постепенно будет становиться маленьким языковедом, что поможет его успешному обучению в школе. Целью этого праздника является развитие внимания к родному языку, его красоте, благозвучию, развитию познавательных интересов, повышению уровня языкового развития детей. Актуальна и воспитательная сторона речевых развлечений. От детей требуется сообразительность, внимание, выдержка, находчивость, умение быстро находить правильное решение, а участие в командной игре воспитывает чувство коллективизма.
|