Автор:
- Фоминых Елена Николаевна учитель – логопед МБДОУ № 102 г. Екатеринбург
Краткая аннотация статьи: общеизвестным является тот факт, что учителя – логопеды часто используют в своей практике скороговорки для совершенствования речи детей. Интересным и полезным для дошкольников может стать конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь», который проводится в старшей группе, в конце учебного года. В конкурсе принимают участие команды «Говорунишки» и «Болтунишки», которые соревнуются в чётком, быстром и выразительном проговаривании скороговорок: фольклорных и современных, самостоятельно сочинённых и проиллюстрированных совместно с родителями. Конкурс проводится с музыкальным сопровождением, с участием персонажей: бабушки Аграфены Дормидонтовны и говорящего Мишки.
В своей практике учителя-логопеды для автоматизации, дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи детей очень часто обращаются к скороговоркам. Скороговорка как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение скороговорки: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в 1990 году внесена важная поправка: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». В определении исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи детей.
Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков.
В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, логопеды используют в своей практике и современные авторские скороговорки.
Работая много лет учителем-логопедом в детском саду, я пришла к выводу, что уже в старшей группе (в конце учебного года), когда у большинства воспитанников поставлены и автоматизированы все звуки, можно провести с детьми конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». На конкурс приглашаются родители воспитанников. В состав жюри входят: старший воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед другой группы. Предлагаю вниманию коллег сценарий конкурса.
Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»
Цели проведения конкурса:
- совершенствование звуковой стороны речи, улучшение дикции детей
- формирование выразительности речи
- развитие слухового внимания и памяти
- развитие артистических способностей
- воспитание уважения к великому культурному наследию России
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования
Оборудование:
аудиомагнитофон, сюжетные картинки к скороговоркам, предметные картинки, четыре маски-эмоции, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка – говорящий Мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд «Говорунишки» и «Болтунишки», два подноса, колокольчики, сладкие призы.
Предварительная работа:
- дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – учат наизусть по одной скороговорке, подобранной самостоятельно, и по желанию, делают рисунок к этой скороговорке.
- воспитатель делит детей на две команды «Говорунишки» и «Болтунишки».
Ход конкурса
- Организационный момент. Вступительное слово логопеда.
Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга.
Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». Знаете ли вы, что скороговорки появились ещё в Древней Руси, много столетий тому назад. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, чётко и красиво говорить!
Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки», по 10 человек в каждой команде. В случае затруднений при выполнении заданий, детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (учитель-логопед представляет членов жюри). Всего в конкурсе будет 7 заданий. За каждое задание можно получить один или два колокольчика (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько колокольчиков заработала каждая из команд.
- Задание 1. Скороговорки – «невелички».
Логопед. Начнём наш конкурс с разминки. Каждый из участников команд должен повторить за мной громко, чётко и быстро скороговорки – «невелички», когда я передам ему в руки бубен – звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.
Скороговорки для команды «Болтунишки»
- Веня и Иван не виноваты.
- В дневнике у Вадима девять двоек.
- Филимон был на футболе в футболке.
- В Японии все пони в попоне.
- Дима даёт Дине дыню.
- Дядя Федя дал мёда медведю.
- Сынок не носит косынок.
- У забияки змея за пазухой.
- Наш шпион выше вашего шпиона.
- Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
Скороговорки для команды «Говорунишки»
- Внимание: в водоёме водяной.
- У Бобика в будке будильник.
- У Пети Потапова папа – капитан.
- Попугая не купают, попугая покупают.
- Дома один Дима и два Вадима.
- Опять Антон пьёт кипяток.
- Десять совят на сосне сидят.
- Синице гусеница снится.
- У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
- У зелёной ёлки колкие иголки.
Жюри объявляет результаты первого задания.
- Задание 2. Бабушкины скороговорки.
Звучит музыка «Выйду на улицу…»
Л о г о п е д. Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна (её роль исполняет воспитатель группы).
А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя (дети хором произносят: «Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!»).
А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Слыхала я, что вы скороговорки шибко хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.
Иллюстрированные скороговорки для команды «Болтунишки»
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
- Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.
Иллюстрированные скороговорки для команды «Говорунишки»
- Стоит воз овса, возле воза овца.
- Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.
Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает выполненное задание.
- Задание 3. Артистичные скороговорки.
Л о г о п е д. Скороговорки нужно уметь произносить не только чётко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!
Участникам выдаются по две маски (из четырёх: веселье, грусть, испуг, злость). Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.
Жюри подводит итоги задания.
- Задание 4. Звуко-буквенные скороговорки.
Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны будут прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего и показать на мольберте соответствующие буквы (на мольберте представлены уже изученные гласные и согласные буквы: А, У, И, О, Э, П, Т, К).
Скороговорка для команды «Болтунишки»
Катя лопаткой копала канавку (звук и буква «К»)
Скороговорка для команды «Говорунишки»
В пенале у Полины паук плетёт паутину (звук и буква «П»)
Жюри оценивает задание.
Логопед предлагает детям немного отдохнуть, свободно потанцевать под народную музыку «Выйду на улицу…». Взрослый показывает движения, характерные для русских народных танцев и дети повторяют за ним, танцуют.
- Задание 5. Творческие скороговорки.
Л о г о п е д. Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом чётко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. Приглашаются по одному человеку от команды. Одна команда получает картинки: «роза», «берёза», «гриб». Другая команда получает картинки: «кошка», «матрёшка», «машина». Примерные варианты скороговорок:
- Гриб и роза росли под берёзой
- В машине по дорожке едут матрешка и кошка
Жюри оценивает задание.
- Задание 6. Домашние скороговорки.
Л о г о п е д. Ребята, к сегодняшнему конкурсу вам предлагалось совместно с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку и нарисовать к ней рисунок.
Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.
Жюри оценивает задание.
- Некоторые родители к выполнению домашнего задания подошли творчески и сами придумали интересные скороговорки, например:
- Арнольд Шварценеггер был терминатор, а стал Калифорнии губернатор.
- Фермер Фрол вырастил в парнике кольраби и брокколи в феврале.
- Большой плот медленно плыл по ласковым тёплым волнам и маленькая лодка его обогнала.
Эти скороговорки я теперь использую в своей практике.
- Задание 7. Мишкина скороговорка.
Л о г о п е д. Ребята, наш конкурс подходит к концу. И последнее задание вам предлагает выполнить наш гость говорящий Мишка (мягкая игрушка, которая при нажимании на неё «произносит» текст скороговорки). Послушайте Мишку внимательно и попробуйте повторить за ним скороговорку громко, чётко, выразительно и быстро (приглашаются по несколько человек от команд).
Мишкина скороговорка
Чтобы лучше говорить, ты сумей-ка повторить:
«Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком
Чиж с чижихой и чижонком
Стриж с стрижихой и стрижонком
Испугались медвежонка…»
А ну-ка повтори!
Жюри оценивает задание.
Л о г о п е д. Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь» завершился. Я предоставляю слово жюри (подсчитывается количество заработанных колокольчиков у обеих команд и объявляется команда-победитель).
Ребята, вы все старались говорить сегодня правильно и выразительно. Для того, чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите с родителями скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас «Болтунишки» и «Говорунишки» награждаются сладкими призами.
|