Воспитатель первой квалификационной категории Зикункова Е.Н.
Цель: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.
Задачи:
- Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора-пословицами и поговорками.
- Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок, заучивать их.
- Развивать речь и мышление детей.
- Закреплять умения работы в команде.
Оборудование: коробка- посылка, книга «Пословицы и поговорки», разрезные картинки с изображением пословиц.
Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц.
Ход занятия.
Воспитатель: — Горе тому, у кого беспорядок в дому. Давайте посмотрим, все ли игрушки в нашей группе на своих местах, порядок ли?
Дети: Порядок!
Воспитатель: Вот и хорошо!
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Слышите, кто-то стучится к нам? Посмотрим, кто там?
Воспитатель подходит к двери и вносит в группу посылку.
- Ребята, почтальон принес посылку. Интересно, нам ли она адресована? Как же проверить? (ответы детей). Как называется наш город, детский сад, группа?
Воспитатель читает адрес д/с и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу. Воспитатель открывает посылку, не показывая содержания детям. Предлагает догадаться, отгадав загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Дети: Книга!!!
Воспитатель: Правильно, это книга. А как мы узнаем, о чём она?
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Любишь кататься, люби и саночки возить.
-Тише едешь, дальше будешь.
-Старый друг лучше новых двух.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем я читала? Правильно, это книга о пословицах и поговорках. Пословицы очень часто употребляем в речи мы, взрослые. Вы уже слышали одну, когда мы наводили порядок в группе:
«Кончил дело- гуляй смело». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Закончив работу, можно спокойно отдыхать.
Воспитатель: В жизни на каждый случай есть меткое слово-пословица. Например, о людях, которые всегда торопятся и делают дела некачественно народ сложил пословицу: «Поспешишь- людей насмешишь». А есть люди очень медленные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят: «Семеро одного не ждут».
Воспитатель: Людям неумным и ленивым от пословиц не скрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но и учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Кто знает такие пословицы?
(Заслушиваются ответы детей)
Воспитатель читает из книги:
-Друга ищи, а найдешь, береги.
-Друг познается в беде.
-Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
-Дружные сороки и гуся утащат.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: О пословицах и поговорках народная мудрость тоже сложила пословицы и поговорки. Например,
- «Пословица не даром молвится»
- «Пословица всем делам помощница»
- «Пословица ввек не сломится»
- «У каждого Егорки свои поговорки».
Воспитатель: А теперь, ребята, я прочитаю вам одну очень важную для вас пословицу. Давайте попробуем разобраться в ней с помощью картинки.
(Воспитатель читает пословицу, дети рассматривают картинку)
Воспитатель: Что изображено на картинке? (ответы детей). Подумайте и скажите, какую пословицу можно сложить по этой картинке? (Ответы)
- Народ сочинил про эту ситуацию такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь». К чему она призывает?
Дети: Нельзя браться сразу за несколько дел. Ни одно дело сделать не успеешь.
Воспитатель: А вот похожая пословица: «За все берется, да ничего не удается»
-Ребята, запомните эти пословицы. Они вам пригодятся в жизни. Прежде чем
браться за очередное дело, нужно закончить с первым, а не делать одновременно, ведь вы не сможете справиться с ними.
-А теперь немного разомнемся.
Физкультминутка «Буратино»
Воспитатель: Ребята, а сейчас разберем смысл другой пословицы: «Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Она рассказывает о человеке, который не собирается браться за работу.
Воспитатель: Как вы думаете, эта пословица хвалит или высмеивает таких людей?
Дети: Высмеивает!!!
Воспитатель: Каких людей высмеивают в пословице?
Дети: Ленивых!
Воспитатель: Послушайте еще одну пословицу: «Мал золотник, да дорог». О чем она?
Дети: Про небольшой по величине, но ценный по другим свойствам предмет.
Воспитатель: Правильно, а еще так говорят про того, кто ростом мал или молод, но имеет много положительных качеств.
- Когда я вынимала книгу из посылки, то заметила, что там лежит еще кое-что (достает 3 конверта с разрезными картинками).
-Слушайте задание: сложите картинку, и вы узнаете, какая пословица спряталась в них?
Дети делятся на 3 команды и работают за столами. Они выясняют и озвучивают следующие пословицы:
- «Поспешишь- людей насмешишь»
- «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
- «Скучен день до вечера, если делать нечего»
Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за работу в командах. А к нашей ситуации подходит пословица, которая прозвучала в начале занятия. Кто вспомнит?
Дети: «Сделал дело- гуляй смело»
|