Любовь Евгеньевна Горелова. Открытое мероприятие Тема: Русский народный праздник – Святки и его обряд – колядование.

Открытое мероприятие Тема: Русский народный праздник – Святки и его обряд – колядование.Цель:  познакомить детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием.
Задачи:
- сформировать представление детей об особенностях  праздника Святки и с его обрядом – колядованием;
- закрепить  знания детей о пословицах и поговорках о зиме, особенностях времяисчисления в русском народном календаре;
-воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам
Оборудование: русский народный костюм для хозяйки, костюмы для колядовщиков, музыкальное произведение «Заинька вокруг сада», фотографии костюмов для колядования (либо слайды),  угощении для колядовщиков;  нить, вата, зерно пшеницы, кольцо, монетка, спичка, конфетка, пуговица, лепёшка из теста, влажная салфетка – для каждого ребёнка, мяч для хозяйки, кастрюля.


Группа: старшая.
Ход занятия
1)Вступительная беседа.
Входит воспитатель в русском народном костюме (хозяйка дома)
Звучит музыка из числа русских наигрышей («Заинька вокруг сада», Выходили красны девицы», рассаживаются на стульчики.
- Ой, вы добры молодцы,
Добры молодцы, да, красны девицы
Поведём мы с вами беседу,
Не простую, а о русских праздниках.
- Но прежде, ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)
- А  какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме? 
1. В зимний холод – всякий молод.
2. Как зима не злится, а весне покорится.
4. Зима лето пугает, да всё равно тает.
5. Всё зимой сгожается, что летом урожается.
6. Зима без мороза не бывает.
7. Зимний денёк - воробьиный скок.

 


2) Введение в тему.
Воспитатель:
- Какой праздник скоро будет? (Новый год.  Рождество)
« Новый год – к весне поворот» - говорили люди. А после нового года будет Рождество, Рождество - один из любимых праздников русского народа и православной Руси, и в современной России. С него начинались зимние святки. Ребята, скажите, а раньше новый год наступал тоже 1 января?
-Нет.
- Верно, по старому календарю новый год наступал    в марте, а затем в сентябре. А святки были с 25 декабря по 6 января.      
Давным – давно этот праздник  люди отмечали с радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!»
Первые дни нового года наши прабабушки и прадедушки называли Святками.
- Повторите, как называли? (Святки)
Святки длятся две недели.
- Сколько длятся святки? (две недели)
Перед Святками – в избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен.
В ночь перед святками все люди готовились к празднику. Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепёшки, пироги, хлеб, готовили «свиные ножки», колбаски, а молодёжь подбирала наряды. Святки состоят из трёх обрядов: «Страшные вечера», «Игрища», «Колядки». Сегодня мы познакомимся с обрядом –колядованием.
Когда же начинались Святки, парни и девушки наряжались и ходили по деревне из одной избы в другую и пели Колядки. И мы с Вами ребята будем на Святки колядовать, но сегодня мы с вами поговорим, что же это за праздник?
- А как вы думаете, что такое колядки?
- Колядки – это песни, в которых поздравляли с праздником. Желали людям здоровья, счастья, благополучия, богатства.

- Ребята, кто скажет, что же такое Колядки? (это песни….)

3)Подготовка к костюмированному действию. (Используются слайды, либо фотографии ряженых в костюме)
- Ребята, я вам расскажу, во что наряжались парни и девушки.
1. Один наряжался Колядой,  он был одет в тулуп с колокольчиком и бубном.
2. Другой надевал вывороченный полушубок, он был с горбом. С бородой и усами, в рваной шапке и с сумкой.
3. Третий наряжался стариком, он надевал оборванную одежду. Этот старик – был уходящий год.
4. А четвёртый – самый молодой – надевал красную рубаху, белую шапку с кисточками. Он был – Новый год.
5. Наряжались цыганами, бабой ягой, лешими или красили лицо помадой и сажей.
- И вот наступают Святки! Ряженые подходят к дому, стучатся и поют Колядку.

4. Организация костюмированного действия.
(Входят 6 колядовщиков (дети из подготовительной группы) в костюмах, о которых рассказывалось ранее)
Все дети:
Пришла Коляда, отворяй ворота.
Тётенька добренька, пирожка – то сдобненька.
Не режь, не ломай, поскорей подавай.
Двоим, троим, давно стоим, да не выстоим.
Печка – то топится, пирожка – то хочется.
Хозяйка:
- Ай, дуду. Ой, дуду, что за шум у нас в дому?
Это же ряженые идут, нам веселье несут.
– Здравствуй, хозяюшка! Доброго тебе здоровья!
- И вам здоровья, коли не шутите! С чем пожаловали?
Дети: Коляду кликать.
Хозяйка: Кликать, а как же?
Дети:
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Середь Москвы,
Середь ярмарки,
Там два колышка стоят,
Две печурочки сидят.
Они царские, государские.
Подай, подай тетушка!
Подай, подай матушка!
Лепёшечки с дырочкой,
Пирожки с начиночкой.

Дети: Хозяйка,
Слезайте с печки,
Зажигайте свечки
Открывайте сундучок,
Вынимайте  пятачок.
(Играют на шумовых инструментах, приплясывают, поют)
Золотая борода, Таусень!
Посеребряный усок, Таусень!
Прилетел соколок! Таусень!
Через бабушкин дворок. Таусень!
Уронил сапожок .Таусень!
Ты, подай, девка, сапог. Таусень!
Недосуг подавать. Таусень!
А что же недосуг?Таусень!
Мне коровушку доить. Мне телёночка поить.
Дети: Нам славить некогда. Мы озябли.
Кто не подаст лепёшки
У того разобьём окошки!
Кто не подаст ватрушки,
Расстукаем подушки!
Кто не подаст пирога
Запрём ворота!
Не подашь коляду –
Я корову уведу,
А подашь коляду –
Другу приведу.
Не подашь сока
К завтрему иссохнешь.
(Хозяйка угощает)
Дети: Дай Вам Бог
Из полна зерна пирог! Счастья вам!
Дай вам бог сына в три аршина,
Чтоб здоровы были
Много лет жили.
Большого здоровья!  (Дети кланяются и уходят)

-  Ребята, люди  все были разные. Тому, кто подавал – самые лучшие пожелания: счастья, здоровья, благополучия и богатства. А тем же, кто ничего не подавал, колядующие грозили.
Но на Святки не только ряженые ходили по домам, люди катались с гор на санках, пели и плясали. Давайте и мы с вами покатаемся на санках.

5. Динамическая пауза.
(Дети стоят в парах, один за другим, держатся за руки,  руки внизу.)

« Целый день мы на дворе,
Целый день мы на горе.        (Дети бегут по кругу.)
Вверх и вниз, вверх и вниз,   (поднимаются на носочки и приседают)
Эй, поехали, держись!           (бегут  по кругу)

Хорошо, что  есть гора,           (встают лицом в круг)
Сзади нашего двора.               (Поднимают и опускают руки)
Вверх и вниз, вверх и вниз      (поднимаются на носочки и приседают)
Эй, поехали, держись!              (побежали по кругу)

Ничего, что Дед Мороз,
Щиплет щёки нам и нос.          (Растирают щёки и нос)
Вверх и вниз, вверх и вниз,      (поднимаются на носочки и приседают)
Эй, поехали, держись!»             (бегут по кругу)

6. Введение в практическую часть.
Хозяйка:  Каждый праздник – угощенье!
Ну а в Святки – как всегда,
Мы колядовщикам  вареничков налепим,
Да,  не простых – а с секретом.
Хозяйка: Что, ребята, для этого надо? 
Дети: тесто, начинку
7. Практическая часть.
-  Мы с вами будем лепить вареники с «сюрпризами».

Хозяйка: Кому вынется, тому сбудется
Кому сбудется, не минуется.
А вы, ребята, запоминайте.
Хозяйка: ( кладёт в вареник ниточку)
- Ниточка далеко расстелится.
Кому сбудется – тому сбудется.
Ждёт его….. путешествие.
Хозяйка: (кладёт кусочек ваты)
- Кому станется –
Мягкая жизнь достанется.
Хозяйка: (кладёт пуговичку)
- Кому попадётся
Обновой обернётся.
Хозяйка: (кладёт пшеничное зёрнышко)
- Зёрнышко! Мышь в горнице бежит,
Каравай в дом тащит,
В том доме достаток будет, благополучие.
Хозяйка: (кладёт колечко)
- Колечко! Сей мать мучицу, пеки пироги,
К тебе будут гости, ко мне – женихи.
Хозяйка: (кладёт монетку)
- Монетка – к достатку.
- Жить будешь богато.
Хозяйка: (кладёт кусочек спички)
-  Деревянная щепка!
Кому эта щепка достанется,
Тому сбудется, не минуется,
Тому жить богато,
Ходить хорошо,
А щепка деревянная – к крепкому здоровью, хорошей жизни.
Хозяйка: (кладёт конфетку)
- Лучше нету радости
Для ребят, чем сладости.
Вытащат конфетку –
Будет сладко деткам.
Хозяйка: А сейчас, ребята, каждый из вас подойдёт и слепит вареник из любой начинки, которой захочет. (Дети подходят к столам, лепят вареники, вытирают руки влажной салфеткой.)
Хозяйка:
- Ах, спасибо  вам, ребятки,
Что пришли вы к нам на Святки.
Мы вареничков поварим
Колядовщикам подарим,
Кому зёрнышко – кому конфетка,
А кому – деревянная щепка.
(отношу вареники варить, снимаю фартук, вытираю руки)

8. Закрепление. Игра «Отвечай – ка»
- А пока мы с вами поиграем в игру. (Дети встают полукругом, задаю каждому вопрос на закрепление темы, бросаю мяч, ребёнок отвечает.)
1. Что такое Святки?
2.Сколько они длятся?
3.Что такое колядки?              
4. Расскажи колядку.
5. Кто такие ряженые?
6.Что значит, если в варенике будет нитка? вата, монетка, спичка.
7. Какую ты знаешь поговорку о зиме?
9. Итог.
Хозяйка:
-Кончается беседа о Святках
Пора прощаться гости (кланяется), ребятки (кланяется).

Просмотров: 1012
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » Сценарии Нового года




Другие новости по теме:

  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Ткаченко Светлана Николаевна. Развлечение для 2 старших групп «Как на Святки собрались ребятки.»
  • Радзецкая Светлана Ивановна. Сценарий праздника для детей 5-7 лет «Веселые святки»
  • Гудкова Марина Юрьевна. Сценарий фольклорного праздника 'Святки'
  • Горькова Ольга Владимировна,Химич Мария Николаевна. СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «СВЯТКИ» В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
  • Ольга Котова (Г.белгород). Игровое развлечение 'Святки в детском саду'
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Магомедова Зарема Алимагомедовна. Презентация 'Мы построим с вами дом, кошке славно будет в нем'
  • Пономарева Елена Сергеевна. Спортивный праздник «Здоровые дети – в здоровой семье»
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Алипова Галина Геннадьевна. Сценарий выпускного праздника «Наши дети — Лучше всех!» — 2018
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Прудникова Светлана Николаевна. Познавательно-экспериментальная игра-путешествие на тему: «Пейте дети молоко, будите здоровы!»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Скороход Махабат Алпысовна. Конспект по ООД Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики». (вторая группа раннего возраста).
  • Редактор. Кому Вручалась Нобелевская премия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь