Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»
Сценарий развлечения «Святки».
Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь
Пояснительная записка:
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Цель:
Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.
Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.
3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).
5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.
6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.
7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.
9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.
10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.
План мероприятия:
1. Разыгрывание сценок колядования.
2. Пение колядок и святочных частушек.
3. Аттракцион «Перетягивание каната».
4. Шумовой оркестр.
5. Сценка «медведь и Коза».
6. Игра «Хвост Бабы Яги».
7. Игра «В цапки».
Материалы и оборудование:
1. Предметы русского быта и прикладного искусства.
2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
3. Костюм для Ведущей.
4. Детские костюмы Медведя и Козы.
5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.
6. Корзины для угощения.
7. Канат.
Действующие лица:
1. Ведущая (взрослый).
2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).
3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).
Предварительная работа:
1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.
2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.
3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Литература:
1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.
2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.
3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.
4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.
5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.
6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.
7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.
Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.
Ведущая.
Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.
Итак, праздник начинается! Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки. Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки. А что такое святки? Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели. От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, Пели разные колядки, по дворам ходили в святки. Наряжались и шутили, праздник ждали и любили. Так давайте же сейчас встретим мы его у нас. Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.
Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка. Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся! Хозяин. А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки. Хозяйка. А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было! Хозяин.
Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Хозяйка. Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет? Хозяин. А приготовила ли ты чем ряженых угощать?
Хозяйка. Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.
Голос из-за двери:
Дома ли хозяева?
Хозяин и Хозяйка:
Дома!
Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».
Все хором говорят: Пришла Коляда! Отворяйте ворота! Встречайте гостей со всех волостей!
Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:
Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет жили!
Говорят:
Желаем всем счастья, здоровья!
Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:
Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!
Колядовщик:
В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться, Бегать, прыгать, забавляться.
Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.
Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!
Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!
Коляда – молода, зашла в новы ворота.
А за ней и Мороз через тын перерос.
Поют:
Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.
Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!
Ведущая:
Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.
Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.
Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся. Не стоят они на месте, в пляску так и просятся! Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.
1 Колядовщик:
Были мы в Париже, были ещё ближе. Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли! Все: Гости на порог - радость в дом! 2 Колядовщик:
Гостей угощайте, пироги нам давайте. Или кружку молока, да чашку творога! 3 Колядовщик:
Мешок ватрушек, коробку игрушек, Корзину овощей и для супа, и для щей!
Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Коляда-моляда, золотая борода.
Позолоченный усок, по рублю за волосок,
Подай, тётушка, подай, матушка,
На тарелочке, да на блюдечке.
4 Колядовщик:
Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок! Все: Слезайте с печи, зажигайте свечи, Открывайте сундучки, доставайте пяточки: Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки! Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем! Хозяйка:
Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы, Да тепленький пирог, да маслице, творог.
Хозяин:
Да денежка копьем, да рубль серебром! (хозяева кладут в мешочки денежки и угощения) Все Колядовщики: Спасибо вам, хозяева добрые! Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает! 5 Колядовщик:
Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница! В поле снопами, а на столе - пирогами! Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают) Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем! Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести! 6 Колядовщик:
Дай Бог тому, кто живёт в этом дому! (дети низко кланяются хозяевам)
Ведущая:
С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!
Рождество - это праздник детей и взрослых, В этот день рожден был Христос. Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир! Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Как Христово Рождество подкатилось под окно.
А как наша коляда ни мала, ни велика.
Под окошком шьёт, пироги подаёт.
Открывайте окно, запускайте Рождество!
Ведущая:
А сейчас я предлагаем вам игру — мерить силу, как бывало в старину. Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд. Аттракцион «Перетягивание каната».
Ведущая:
Максим, что ты хочешь нам сказать?
Колядовщик: По лужочку я шел, себе дудочку нашел.
Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!
Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!
Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».
Ведущая:
Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/
Медведь: Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть. Как по лесу я гулял, да все деточек искал. Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел. Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит. Ведущая:
Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.
(Дети подкрадываются к мишке). Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай, И попробуй нас поймай!"
Играют с мишкой несколько раз.
Ведущая:
Мы сегодня пришли и козу с собой привели.
Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.
Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?
Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.
Медведь. Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза. Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь. Коза. А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь, Ты тугой на ухо — ни голоса, ни слуха. Медведь. Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка. Хватит нам браниться, давай с тобой мириться. Коза. Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой. Мы с тобой шутили, народ веселили.
Ведущая:
Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».
Игра «Хвост Бабы Яги».
/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./
Ведущая:
А какой же праздник без весёлых частушек.
Дети поют "Частушки". 1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.
И частушки пропоём всем на удивление.
2. По деревне я шла и Ванюшу видела, Под кустом сидел и плакал — курица обидела! 3. Поленился утром Вова причесаться гребешком, Подошла к нему корова, причесала языком! 4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька. Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком. 5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!
Мы народные таланты, нами край наш славится.
Ведущая:
Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:
Да и где же это видано, да и где же это слышано.
Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!
Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!
Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!
Да и где же это видано, да и где же это слышано!
Ведущая:
А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».
Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:
Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Ведущая:
Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.
Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.
Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.
Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!
|