Игровое развлечение «Святки в детском саду» Подготовили дети подготовительной группы с приглашением детей средней группы (с целью осуществления преемственности) Цель : Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры. Задачи: 1.Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками; 2.Разучить музыкальный фольклорный материал (хороводы, игры), использовать в повседневном жизни; 3.Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. 4.Пригласить на праздник для активного участия детей средней группы с целью осуществления преемственности между детьми старшего и среднего возраста. Ход праздника 1 ребёнок (обращается к заведующей д/с) Выходи, боярушка, выходи, хозяюшка! Принимай гостей со всех волостей.
Разреши поколядовать! Колядующие. Приходила Коляда Накануне Рождества Кто даст пирога - Тому полон хлев скота. Ведущая. Добрый день, щедрый день! Людям добрым на здоровье. Хозяева, дети , Здравствуйте! (Все вместе) Первый колядующий. Мир дому сему да хозяевам здравия. Второй колядующий. Мы пришли колядовать - Христа рожденье прославлять. Третий колядующий. Христос Спаситель в полночь родился, В вертепе бедном он поселился Вот над вертепом звезда сияет, "Христос родился" - всем извещает. Ведущая. То не снег, не метель рассыпается - Рождество к нам пришло, чудо приближается С играми да плясками, С рождественскими сказками. Вы на лавке посидите, Да на нас вы поглядите. Дети заходят в зал с хороводом Ведущий: Кругом Рождественская мгла Во мгле звучат колокола А с ними в лад слова звучат Мир на земле и счастье вам. Мы рады нашей встрече (Н.А. зажигает свечи) Зажжем сегодня свечи Пусть горят меж нами Волшебными огнями. Ведущий : Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка» (играют и дети средней группы) На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем. Как живешь? Как идешь? А бежишь? Ночью спишь? Как берешь? Как даешь? Как шалишь? А грозишь? Ну, а дразнишь как? Ведущий: Ох, любят же у нас на зимние праздники колядовать. Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, всё на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет. Ведущий: знаете ли вы традиции коляды? Дети отвечают ( ведущ.дополняет, обобщает) : Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза. Дети разыгрывают сценку. Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны. Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Потапычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит! Ведущий: А ну-ка, Мишенька Потапыч, Родом боярыч, Ходи-похаживай, Говори-поговаривай, Да не гнись дугой, Словно мешок тугой, А ну, поворотись, развернись, Добрым людям покажись! Потешь народ честной, Попляши-ка, дорогой!
Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Потапыч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек ):
Ну-ка, Миша, попляши, У тя ножки хороши! Тили-тили-тили-бом, Загорелся козий дом.
Коза выскочила, Глаза выпучила, Таракан дрова рубил, В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поёт 1 раз, а на 2-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Коза барабанит, медведь пляшет.
Ведущий:
Медведь с Козою забавлялись, Друг на друга удивлялись. С того раза подружились, Музыке и пляске вместе научились. Пошли в услуженье к хозяину жить, Играть, плясать да народ веселить.
Цыган: (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!
Ведущий: Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Ведущий: Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».
Цыган: Приободрись же, Михайло Потапыч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!
Ведущий:
Ребята, в круг вставайте Вместе с Мишуткой поиграйте.
2Ведущий: Вы не стойте, не скучайте, хороводы собирайте!
Справа – красны девицы, слева – добры молодцы!
(только дети подгот.гр.)
Игра со свечками (дети стоят в 2-х кругах, в одном – мальчики, в другом – девочки; с музыкой они начинают передавать в каждом круге незажженную свечу; мальчик и девочка, у которых окажется свеча, когда музыка закончится, исполняют перепляс; игра повторяется)
А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!
Игра с шариками «Богатыри» (двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота (средн.гр. играют после старших детей)
Ведущий: А теперь хоровод, где мы все вместе спляшем!
(4 шага вперёд..) слова? (после 1 игры в хоровод приглашаются и дети средней группы)
Дети садятся на места.
Ведущий: А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Достань конфетку» (нужно достать конфетку из муки, не запачкав носа – только подготов.)
Ведущий: Молодцы, повеселились, сейчас наши девицы-красавицы покажут вам как на Руси водили хороводы. ( Во поле берёза стояла)
Ведущий: А ещё на Руси был такой обычай гадать в праздничные дни.
А хотите погадать, да судьбу свою узнать?
Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, учёный
4. Муз.инструмент – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Машина - водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир
А теперь встанем в необычный весёлый хоровод, который на Руси любили
не только дети, но и взрослые (Клубок. – слова) (можно пригласить взрослых гостей)
Игра «Перенеси в ложке шарик» - команды
Ведущая:
Вот и закончилась новогодняя суета.
Пришло время светлого, радостного праздника Рождества Христова. С 7 января по 19 наступают Святые дни – святки. На Руси во время святок дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели песни - колядки. Детей называли колядовщиками. Им давали разные сладости. Считалось, если не дать детям угощение, то случится беда.
Ребёнок: Коляда, коляда, Накануне Рождества Коляда пришла, Рождество принесла.
Ребёнок: ( обращается к заведующей с поклоном)
Эй, хозяйка, вставай!
Шире двери открывай!
На пороге коляда
Веселиться всем пора!
Все вместе поют: (2 раза)
Коляда-коляда, накануне Рождества.
Коляда пришла, Рождество принесла!
Ведущая:
Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?
Хозяйка: (заведующая)
А за что вас угощать?
Сначала отгадайте- ка мои загадочки.
(загадки о зиме, про новый год)
Ведущая:
Ну что. Хозяюшка, понравились тебе наши песни, игры, пляски?
А теперь, Хозяюшка угостишь детей?
Хозяйка: Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали,
И плясали.
Угощайтесь на здоровье!
Раздаёт детям угощение.
Ведущий и дети:
Ай, спасибо тому, кто в этом во дому! Слава! Слава! Слава!
Надели тебя Бог и житьём, и бытьём! Слава! Слава! Слава!»
И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года! Слава! Слава! Слава!»
|