Марьенкина Лидия Александровна, МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми, учитель-логопед высшей категории, стаж педагогической деятельности 36 лет,
Цель: развитие словарного запаса и автоматизация звука «л"» через формирование и расширение «семантического поля» слова «лес», развитие валентностей слов.
- Лида и Леня ходили в лес за малиной. Долго искали, много лесов прошли, пока нашли малину. Сели на полянке, стали вспоминать, какие леса они видели, но вспомнить не могли. Дети попросили нас помочь. А нам помогут наши знакомые гномики-слова.
Скачать конспект
- Вот гномик «слово-предмет» говорит:
Лес – слово главное И очень славное, Но просит он найти ему Всю словесную родню.
(дети подбирают родственные слова: леса, лесок, лесочек, лесной, перелесок, лесник, лесничий, лесовоз, лесище, подлесок, лесхоз, лесотехникум, лесоруб, лесопарк и т.д.)
- Вот сколько слов-родственников у слова «лес». Какой звук есть в каждом слове? ( «л`»)
Дается характеристика звука «л`» (согласный, мягкий, звонкий). Уточняется цвет фишки – зеленая. Уточняется акустико-артикуляционная характеристика
- Сегодня мы будем учиться правильно и красиво произносить звук «л`» слогах, словах и предложениях.
- Вспомним наше правило:
Будем четко говорить, Не торопиться, не спешить, Чтоб звучок себя узнал И спасибо нам сказал.
- Какие деревья растут в лесу? Постарайтесь вспомнить те деревья, в названиях которых есть звук «л`». (Липа, клен, ель, тополь, калина)
- Где сидели дети в лесу? (на поляне)
- Что они видели на поляне? (лесные ягоды, лесные цветы, лесную траву)
- Какие ягоды спели на поляне? (лесная земляника, лесная малина)
- Какие цветы росли на поляне? (лесные лилии, лесные колокольчики, лютики, щавель)
- Каких зверей могли увидеть дети в лесу? (в слове должен быть звук «л`»: лиса, олень, соболь)
- Каких лесных птиц могли увидеть дети в лесу? (клест, филин, цапля)
- Лида и Леня не только собирали малину, как вы думаете, что еще они делали в лесу?
Гномик «слово-действие» обращается к детям:
«Ой, детишки, скучно мне, Засиделся в тишине. Хочу узнать я правду всю, Что дети делали в лесу?»
Играли, собирали, смотрели, любовались, собирали, рвали, срывали, пробовали, кричали, радовались, смеялись, прыгали, бегали, лазали, залезали, кувыркались, ловили, отпускали, ползали.
(составление словосочетаний: делали что?, как?, на что?, кому?, где?, кого? и т.д., например, кричали громко, играли в лесу, пробовали малину)
- Слово-признак тут сказало: «Мне тоже что-то скучно стало, Я прошу вас угадать, В каком лесу люблю гулять».
(В густом лесу, в зеленом лесу, в редком лесу, в сосновом лесу, в березовом лесу, в липовом лесу, в кленовом лесу, в еловом лесу, в летнем лесу, в зимнем лесу, в осеннем лесу, в весеннем лесу, в красивом лесу, в страшном лесу, в задумчивом лесу, в снежном лесу, в лиственном лесу, в хвойном лесу, в маленьком лесу, в большом лесу, в умирающем лесу, в засыхающем лесу, в нужном лесу, в диком лесу, в сибирском лесу, в уральском лесу)
- Вот сколько много мы узнали о лесе. Придумывание и проговаривание чистоговорок: Ля-ля-ля – в лесу большие тополя. Ли-ли-ли – вот зеленые ели.
Ляли-ляли-ляли – мы в лесу гуляли. Лии-лии-лии – на поляне лилии. Лю-лю-лю – я в лесу гулять люблю
Чтение стихотворения:
Ах, какой красивый лес! Липы, клены до небес. Мы листочки собирали, Землянику уплетали
И довольные домой Побежали мы с тобой. - Звучок «л"» себя узнал И спасибо нам сказал.
|