Конспект занятия: «Прогулка в осеннем лесу»
Автор: Солодухина Ирина Васильевна
Оборудование: осенние листья.
Ход занятия
1. Динамические упражнения
Педагог.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы боровичка найдем.
Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.
Праздник осенью в лесу —
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
На деревьях листочки какого цвета? (Ответы детей.) Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
2. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз ( «листья опадают»).
3. Песня «Золотые листики» Г. Вихаревой (см. сб. «Веселинка» Вихаревой Г.Ф., с. 16)
Педагог.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат-шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш-ш...
Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.
4. «Танец-игра с листьями» (по выбору)
Педагог. Давайте, ребята, прислушаемся к звукам в осеннем лесу.
«Животный мир осеннего леса»
Оборудование: иллюстрации — птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, малина; бубен.
1. Упражнение с элементами пальчиковой гимнастики
Педагог.
Мы — певцы, певцы лесные.
Песни мы поем простые:
О цветах, о солнышке,
О маленьком воробышке.
(В. Степанов)
Дети произносят «Чик-чирик!» в высоком регистре, помахивая руками, как крыльями.
Пальчики — головка,
Крылышки — ладошка.
Повернуть ладони к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка птички, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими, произнося: «Фыр-фыр».
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу, бу-бу!»
Прижать друг к другу сжатые в кулаки руки. Большие пальцы — вверх ( «ушки»), указательные — вместе, указывая себе на грудь ( «нос»).
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-там-там!
(В. Цвынтарный)
Сжать пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы прижать друг к другу и поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. Произносить «д-д-д...»,
Всюду песни, гомон, свист,
Только он не голосист.
Пых-пых, пых-пых,
Дайте ножик,
Чтоб свисток мог сделать... (Ежик.)
Прижать ладошки друг к другу и двигать ими вправо-влево, широко раздвинув прямые пальцы, и произносить: «Пых-пых!»
Губы сложим в трубочку —
На свисток похоже.
Посвистеть в свисток
И без свистка мы можем.
(Т. Буденная)
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед. Произносить звук «у».
Посмотрите, какой веселый ежик прибежал на нас поглядеть.
2. Массаж лица «Ежик», с проговариванием чистоговорки (авторская разработка)
Хором.
Жа-жа-жа —
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу —
Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа-ужа —
Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны — вместе.
Жок-жок-жок —
Надень, ежик, сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.
3. Физминутка «Ежик»
Педагог.
По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк —
Превратится еж в клубок.
Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачиваются на полу клубком.
Ощетинит еж иголки —
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
(И. Лопухина)
Встают и продолжают «топать по дорожке». Пошли мы по дорожке за ежиком, а он привел нас к ягодам. Вот их сколько много. Давайте, ребята, ягодки собирать.
4. Массаж пальцев «Малина»
Педагог.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы — «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сложить ладони «корзинкой».
Я поем еще чуть-чуть —
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.
Раз, два, три, четыре, пять...
Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении — на другой).
Снова буду собирать.
(И. Лопухина)
Хлопки в ладоши.
Угостил нас ежик малинкой и стал играть в догонялки.
5. Подвижная игра «Догонялки»
Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три —
Ребятишек догони!
Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать. Педагог. Ой, ребята, а ведь мы в лесу заблудились! Как же мы найдем дорогу домой? (Ответы детей.)
6. Мимическое упражнение «Эхо» на развитие эмоций Дети мимикой изображают содержание стихотворения:
Закричали все: «Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается
К нам тихо: «Ау! Ау!»
Эхо! Эхо!
Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
(Е. Благинина)
Педагог. Ежик решил проводить нас до дому. Идем мы за ним, а звери лесные нас провожают, из-за деревьев выглядывают.
7. Подвижная игра «Лесные звери» (на внимание) Ребята идут друг за другом. На один удар бубна замирают, изображая лисичку, выглядывающую из-за куста; на два удара — мишку, спрятавшегося за деревом.
|