План — конспект занятий по окружающему миру «Прогулка в осеннем лесу»
Воспитатель: Барскова Т.М. 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Колосок» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального района Московской области
Цель: Обогащать знания детей о лесе, уточнять представления об изменениях происходящих осенью в жизни деревьев.
Задачи:
- Закреплять представления о признаках осени, учить самостоятельно находить их.
- Закреплять умение узнавать дерево и его лист (клен, береза, рябина, осина)
- Закреплять понятие листопад.
- Развивать психические процессы: внимание, наглядно-образное мышление, память.
- Расширять словарный запас слов, совершенствовать устную речь.
- Воспитывать бережнее отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Предварительная работа:
- Картинки с изображением деревьев и осеннего леса.
- Умение слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы.
- Рассматривание осенних листьев: березы, клена, рябины, осины.
Методы и приемы: Наглядный метод, демонстрационный метод, словесный метод.
Ход занятия:
Теплый солнечный день. Деревья разукрашены пестрыми листьями. Воспитатель обращает внимание детей на красоту осеннего дня.
Воспитатель:
«Ребята, сегодня мы с Вами пойдем на прогулку лес. Но прежде чем мы туда отправимся, вы должны отгадать загадку, которую я Вам сейчас загадаю.
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,
Не трогаю я елки И не касаюсь сосен. Вы угадали, кто я? Конечно же, я … (осень)».
Дети: Осень.
Воспитатель:
«Правильно, это осень. А какие признаки осени вы можете назвать?».
Дети: Холодно, идут дожди, дует ветер, все короче солнечные дни, улетают на юг птицы (журавли), опадают листья, хмурые дни и т.д.
Воспитатель:
«Все верно, ребята. Признаки осени мы с Вами повторили, поэтому давайте собираться в путь. А как себя вести в лесу все знают? Давайте с Вами вспомним, чего нельзя делать в лесу?»
Дети: — Нельзя ломать ветки деревьев, обрывать кусты, топтать траву.
- Нельзя кричать и шуметь, чтобы не напугать лесных животных и птиц.
- Нельзя оставлять после себя мусор.
- Нельзя топтать мелких насекомых, бабочек, жучков и т.д.
Воспитатель:
«Вот какие вы молодцы, знаете как вести себя в лесу и точно не навредите растениям и обитателям леса».
Воспитатель с детьми идет в лес.
Воспитатель:
«Осенью очень красиво в лесу. Ребята, а какой самый яркий признак осени?»
Дети: Опавшие желтые и красные листья.
Пойдемте дальше по лесу.
Дует, дует ветер, дует – задувает,
Желтые листочки с дерева срывает…
Воспитатель:
«Я нашла листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?»
Дети: С березы.
Воспитатель: «Значит, какой он?»
Дети: Березовый.
Воспитатель:
«Верно. Это березовый лист. А по каким признакам можно узнать березу?»
Дети: Белая кора.
Воспитатель:
«Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее еще говорят: белоствольная. Она стройная и у нее длинные тонкие ветки».
Подходят к следующему дереву, воспитатель поднимает листочек и спрашивает детей:
«Улетели с ветки, желтые монетки. С какого дерева они улетели?»
Дети: С осины.
Воспитатель: «Какие это листочки?»
Дети: Осиновые. Они похожи на монетки.
Воспитатель: «А какое дерево потеряло этот лист? (показывает кленовый лист)»
Дети: Клен.
Воспитатель:
«Если это лист от клена, значит он какой?»
Дети: Кленовый.
Воспитатель:
«А на что похож лист клена?»
Дети: Высказывания.
Воспитатель:
«Он похож на звездочку или на ладошку, посмотрите».
Воспитатель находит рябиновый листик, обращается к детям:
«А чтобы угадать с какого дерева упал следующий листик, вам нужно отгадать загадку.
Прилетает в гости к ней, Стайка алых снегирей, По ветвям они снуют, Красные ягодки клюют».
Дети: Рябина.
Воспитатель:
«Молодцы. На что похожи листья рябины?»
Дети: На перышко, много маленьких листочков на одной веточке сидят.
Воспитатель:
«Часто рябину сажают в парках и садах, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, своим ожерельем из алых ягод. Зимой прилетят снегири и будут питаться ягодками рябины. После морозов ягоды рябины будут сладкими и поэтому птички их и любят. Хорошо гулять по лесу.
Вот мы с вами какой красивый букет собрали. Давайте теперь поиграем на полянке с нашими листиками».
Игра «Мы осенние листики».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков», соответствующие тексту стихотворения: садятся на корточки, летают по полянке, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Воспитатель:
«Вот мы с Вами и побыли «листочками» с которыми играл ветер. А как называется явление, когда листья отрываются от своих веточек и падают на землю?»
Дети: Листопад.
Воспитатель:
«А теперь нам пора возвращаться с детский сад. Вернемся в группу и поставим наш красивый осенний букет из листьев в вазу».
Список использованной литературы:
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС" 2014.
- Организация деятельности детей на прогулке. /Авторы-составители Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Сборник загадок. Пособие для учителя. /Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 2014.
- Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2013.
|