НОД: познавательное развитие, тема: «В осеннем лесу»
МБОДУ с.Юрьево-Девичье Конаковского района Тверской области Провела: воспитатель Роговая Галина Дмитриевна Группа: средняя
Интеграция с другими областями:
- Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Поезд», имитация движений животных.
- Познавательное развитие — Д/игры «Да или нет», «Кто у кого», «Кто где живет?»
- Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение», помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности), труд – подготовка рабочего места, уборка красок и кисточек после продуктивной деятельности.
- Художественное творчество – работа с красками. Речевое развитие — чтение художественной литературы: чтение стихотворения, использование загадок.
- Художественно – эстетическое развитие: работа с красками, использование фонограммы песни С. Насауленко «Осень наступила», фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.
Скачать конспект
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);
- продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;
- закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный-короткий, большой–маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый);
- упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».
- развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.
- развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.
- способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры.
- воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.
- воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.
- воспитывать активность, самостоятельность.
- воспитывать умение работать в коллективе.
Структура (части и их предполагаемое время)
Вводная. Игровая мотивация. Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре. Ведут наблюдение из окна. Формулирование темы мероприятия.
2 мин.
Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.
13 мин.
Заключительная часть
Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (работа с красками). 5 мин.
Общее время- 20 мин.
Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки), мольберт.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных,
аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила».
Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми. П/ игры с осенней тематикой.
В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, экологическая игра «Опиши, мы отгадаем», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», А.Блок «Зайчонок».
Конспект НОД по познавательному развитию «В осеннем лесу».
Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре.
Воспитатель:
Ребята, я вам сейчас загадаю загадку — стихотворение:
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен И елочек. Я.... (Осень)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето.
Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в теплые края, солнце греет мало, частые дожди,
небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы
отвечать "да" или нет".
Осенью идут дожди? Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают? Звери норки утепляют? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать: Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да). Тогда я предлагаю вам сегодня
отправиться в путешествие в осенний лес.
Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?
Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.
Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?
Дети: На самолете.
Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на поезде до леса.
Физкультминутка «Поезд»
2 часть
Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.
1) Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной, И стоит среди травы Уши больше головы. (Заяц)
(Воспитатель достает картинку зайчика)
Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?
Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают).
2) Воспитатель: Кого же еще мы встретим в лесу?
- Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь).
(В — ль достает картинку медведя)
- А вы знаете, что медведь делает осенью?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает
жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и
ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)
Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).
3) Воспитатель: Ребята, может, мы еще кого-нибудь встретим. Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?
В дупле живет, да орешки грызет. (Белка). Показывает картинку белки. Воспитатель: Что делает белка осенью? Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)
Воспитатель: Какого цвета шерстка становится у белочки? (серая)
Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)
Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)
4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверек?
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки — ни одной! (Ёжик)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ежик. А как вы догадались? — А что же будет еж делать
зимой? (ответ детей)
Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть
Воспитатель предлагает детям превратиться в ежиков.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»
Вдох носом: короткий шумный ( «как ежик») с напряжением мышц всей носоглотки
(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через
полу открытые губы.
Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)
Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»
Воспитатель: у зайца Дети: зайчата
Воспитатель: у лисы Дети: лисята
Воспитатель: у медведя Дети: медвежата
Воспитатель: у волка Дети: волчата
Воспитатель: у белки Дети: бельчата
Д/игра «Кто, где живет»
Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и
не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.
Лиса – дети (в нору) Белка – в дупло Медведь — в берлогу Волк – в логово
А зайчик – под кустик.
А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы
Белка – из дупла
Медведь – из берлоги
Зайчик – из-под куста.
3 часть
Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети
вспоминают, кого встретили)
Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают? Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные
делают запасы на зиму.
Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:
Д/ игра «Закончи предложение»
Заяц зимой белый, а летом… У зайца хвост короткий, а уши… Заяц пушистый, а еж… Заяц дикий, а кошка..
Медведь сильный, а заяц…
Белка живет в дупле, а лиса…
Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ежика было много дел, и он не успел
утеплить свою норку. Для этого нам нужны листья. Давайте ему поможем, нарисуем для него
много листочков. Давайте пройдем на волшебную полянку (дети подходят к столам).
Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши
волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью?
(Красные, оранжевые, желтые).
Работа с краской (звучит музыка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь он не замерзнет зимой в своей норке.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на поезд и поедем в детский сад.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? О каких переменах осени вы узнали? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?
|