Задачи:
Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш]
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш]
- развивать речевое дыхание
- развитие мелкой моторики рук
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать желание заниматься.
Оборудование:
- сундучок с заданиями
- индивидуальное зеркало
- мяч
- сюжетные картинки
- магнитная доска
- проектор
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Я получила видеописьмо от Мишутки. Давайте посмотрим. Видеозапись выходит на экран. «Здравствуйте, дорогие, ребята! Я приглашаю вас на прогулку в сосновый лес. Прогулки в сосновом лесу очень полезные для здоровья. А чтобы вам было не скучно – я приготовил для вас задания. После выполнения каждого задания вы получите лепесток. А что получится- увидите в конце прогулки. Удачи вам, ребята!»
Воспитатель: Нас приглашает Мишутка погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки, покружитесь вокруг себя и представьте, что мы в лесу. Открываем глазки. Как много в лесу деревьев! Выходит изображение деревьев на экране.
Воспитатель: Покажите, какие в лесу большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих. Не шевелятся больше ни листочки, ни веточки. Дети расслабляются.
Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.
Молодцы, давайте присядем на полянке.
Ребята, чтобы нам дойти до Мишутки, надо выполнить задания. Мишутка нам прислал сундучок с заданиями. Посмотрим, что для нас он туда положил. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и сделаем упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Толстые дети приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен ( «чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Воспитатель: Давайте вспомним как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш). Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)
Дифференциация изолированных звуков
- Как произносится звук [с]? (язык находится у нижних передних зубов, и выходит холодный воздух).
Как произносится звук [ш]? (язык поднимается вверх и принимает форму «чашечки», выходит теплый воздух).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились с заданием и получаем первый лепесток. Лепесток приклеивается на магнитную доску
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в любимую игру Мишутки «Топай-хлопай». Когда услышите звук [с], надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышите звук [ш].
Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Получаем второй лепесток. Теперь можно идти дальше.
Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, в сундучке еще есть мячик. Мячик поможет нам идти дальше. А впереди у нас препятствие – кочки. Пройти эти препятствия нам помогут звуки. Давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным).
(Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч воспитателю: са-ша, са-ша, со-ша, са-ша, су-шу, са-ша, со-са, сы- ши, ша-са, ша-са, ша-са, ша-са, шо-со, ша-са, шу-су, ши-си.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились, получаем третий лепесток и идем дальше.
Дифференциация [С], [Ш] в словах Дети садятся на места.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в сундучке. Ой! Что же здесь случилось? Мишутка придумал для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть звуки на место.
Игра «Разложи картинки»
Воспитатель: Ребята, это мешок, а это- сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем картинки, в названии которых есть звук [ш]. В сумку кладем картинки, в названии которых есть звук [с]. (картинки: сок, кошка, шапка, миска, мышка, бусы, носок, ковш, стакан, ананас, шкаф, коса, вишни, камыш)
Проверка.
Воспитатель: Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением: «Я положил в сумку сок». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно. Получаем следующий лепесток.
Воспитатель: Ребята, Мишутка еще положил в сундучок конвертик. Что же там? Тут карточки с рамками и картинками.
Определение места звука в словах
Следующее задание: надо определить место звука в слове. Педагог показывает сначала на доске образец со словами: лес, брусника, нос. Далее кладет фишку в нужную ячейку решетки. Дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш: окошечко, ландыш, шмель. Картинки выводятся на экран.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Получаем пятый лепесток.
А теперь, чтобы нам дойти до лесной опушки надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).
Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком.
Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.
Кешка в спешке скушал пешку.
Старушки насушили сушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас уже шестой лепесток. Идем дальше.
Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.
Воспитатель: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда! Мы пришли в сосновый лес!
На экран выводится картина с изображением соснового леса. Дети за педагогом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на экран выводятся изображения: Мишутка, сосна, сосновые ветки, сосновые шишки, мешок, домик, сосновый лес. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.
Текст: Мишутка пошл в сосновый лес. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Под сосной много шишек. Мишутка собирает шишки в мешок. С мешком шишек она спешит домой. Сзади доносится шум соснового леса.
И это задание мы выполнили и получаем седьмой лепесток.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания Мишутки. Собрали все лепестки и получился у нас красивый цветочек. Очень весело и пользой погуляли в лесу. Пора нам возвращаться домой. Закрываем глазки, покружимся вокруг сея. Вот мы и дома.
Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?» Оценка речевой деятельности. Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки.
|