Шестой год в МАДОУ ЦРР «Дс №15 «Мечта» действует клуб «Родное слово».
Перелистывает страницы календарь, и вот уже совсем скоро Новый год – самый любимый праздник и детей, и взрослых. Мы привычно достаём ёлочные игрушки и будем украшать ёлку разноцветными, яркими, блестящими шарами и гирляндами. А всегда ли ёлочные украшения были такими, как сейчас? Чем можно украсить ёлочку? Эти проблемы были поставлены перед ребятами старшего дошкольного возраста.
Краткое описание мероприятия.
3-е праздничное заседание клуба «Родное слово» прошло в минувшую среду в краеведческом музее г.п. Лотошино. Мероприятие было организованно совместно педагогами МАДОУ ЦРР «Д. с №15 «Мечта», специалистами детской центральной библиотеки и сотрудниками краеведческого музея г.п. Лотошино Лотошинского района МО. Дети старшей группы порадовали зрителей инсценировкой сказки «Новогодняя ночь». Невероятным сюрпризом для ребят оказалось появление царя Петра I, который зачитал указ о праздновании Нового года и украшении еловыми ветвями своих жилищ. Снеговик –почтовик принёс детям посылку со старинными стеклянными и ватными игрушками, бумажной гирляндой для украшения ёлочки. Ребята в свою очередь порадовали Снеговика придуманной ими дома сказкой и красивыми ёлочными игрушками, которые они сделали с родителями. Затем ребята вместе с Петром I украсили ёлочку, исполнили новогодний танец, а Снеговик – почтовик подарил детям сладкие призы.
Заранее детям было дано домашнее задание – придумать продолжение сказки «Снеговик» и оформить сказку вместе с родителями в виде необычных украшений для ёлочки: книжек-малюток, открыток, буклетов и т.п. (см. Приложение)
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» 18 ДЕКАБРЯ 2019г.
тема: «Из истории елочных игрушек»
Цель: Познакомить с историей новогодней игрушки и традицией украшения елки в нашей стране.
Задачи:
- развивать интерес к народному творчеству, традициям своего народа
- показать, что по истории простой елочной игрушки можно в некоторой степени увидеть историю целой страны
- повышать любознательность, познавательную активность детей
- приобщать к народной культуре
- учить бережно относиться к народным традициям и обычаям
- повышать мотивацию к изготовление новогодних игрушек, поделок своими руками и просто создать праздничное настроение
- развивать связную речь.
Оборудование: костюм Петра I, снеговика для взрослых, детские костюмы птиц и зверей леса, музыкальный центр, музыкальные файлы, елочные игрушки старинные, самодельные ёлочные украшения.
Сказка "Новогодняя ночь в лесу"
Автор учитель-логопед высшей кв. категории В.Г. Верещагина
МАДОУ ЦРР «Д/с №15 «Мечта» пос. Лотошино МО
Ведущий: — Ребята, вы знаете, что под Новый год могут случится любые чудеса? (выключается свет, огоньки бегущие, иллюминация, скрип снега ногами (звуки имитационные).
Ведущий: — Однажды собрались звери: мишка-медведь, снегири-толстяки, птички-синички, лисичка-сестричка, белки и зайчики-попрыгайчики. И думают, как Новый год встретить. (дети в шапочках зверей)
- А-а-а давайте ёлочку украшать и подарки друг-другу дарить. – сказал мишка-медведь.
- Давайте, и сказки детям расскажем, -предложил снегирь.
- А чем украшать будем? – поинтересовался заяц.
- Ну как чем? Шишками, сосульками, сухими ягодами. – сказал мишка. Снеговик почтовик должен принести конфеты для ребят и стеклянные игрушки.
Лиса входит: — Я главная в этом лесу! Новый Год вам отмечать не позволю. Не люблю я, когда веселятся. Шуму много. Я хвостом дорожку замела, теперь никакой снеговик вас не найдёт.
- Ничего, — сказали звери, — Мы проложим дорожки снова, и снеговик найдёт нас по нашим следам! А поможет нам Маша. (девочке (кам) повязывают розовые в горошек платочки и сарафанчики можно). Дети танцуют.
Песня из мф «По следам» (флешмоб для детей)
Маша и Медведь — Песенка про следы
Зверя по следам любого руки на поясе, пружинка с поворотом
Узнавать умею Я. Приставной шаг вбок, с разведением рук
И жирафа, и корову, Колено-локоть
И жука, и воробья! Прыжки и махание руками (крылья)
Чьи это следы петляют Ладушки –в паре
Около лесных дорог? Ладушки – в паре
- Это по лесу гуляют в паре руки-лодочкой, качаться
Нособраз и Дикорог) Прыжки с хлопками над головой
Нет... а не то.. постойте... Грозят пальцем
а что-то... не другой Пожимание плечами из стороны в стороны повороты
ли зверь ходил...
Ааа!!! Это след от Крокомота! Утвердительный жест –руки вперёд
Или это Бегедил? Снова пожимание плечами
ПРИПЕВ
Нет, конечно... Да! Конечно! Маршировка по кругу в парах
Будь уверен, не гадай! _ \_
По поляне ходят снежной Маршировка вперёд
Попукан и Пелегай! Маршировка назад
Зверя по следам любого руки на поясе, пружинка с поворотом
Узнавать умею Я Приставной шаг вбок, с развед-м рук
И жукафа, и ворову, Колено-локоть
И, конечно, коробья! Прыжки и махание руками (крылья)
Маршировка по кругу с высоким подниманием колена
Приходит Снеговик (запыхался с посылкой)
- Я ничего не перепутал? Это посёлок Лотошино? (-Да!)
- Это ребята из детского сада «Мечта»? (-Да!)
- Ух, я все-таки смог принести вам посылку с игрушками для елочки! На меня лиса напала, да чуть не сломала меня. Хорошо, что зверюшки мне помогли, дорожку проложили. Вот я вас и нашёл! Ёлочка не наряжена? Непорядо-ок! Может вы ребята, принесли игрушки, сделали что-нибудь дома? (дети: — Да!)
Лиса: -Ребята, а зачем вообще ёлочку наряжать? (ответы: — чтобы красиво было!)
Кто это вообще придумал, фи! – ёлочку наряжать? (Ответы: не знаем)
Выход Петра I.
- Кто про ёлку говорит тут! Почему не наряжена? (зачитывает указ)
«По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".
Снеговик: — Кто вы?
Царь: — Я- царь Пётр 1. Я повелеваю вам украсить елочку! У вас есть яблоки и пряники и ленточки?
Снеговик: — Почему яблоками и пряниками?
Ведущий: — А потому, дорогой Снеговик, что раньше именно так украшали ель и ветки и развешивали на дома и ворота.
(тихая фоновая музыка) Сегодня я расскажу вам, ребята, историю новогодней игрушки, как она изменялась на протяжении десятилетий...
Уложены, укутаны,
Под ватой белоснежной,
Считая дни – минутами,
Спят тихо, безмятежно
Стеклянные создания -
Царевны и лягушки,
А в них – воспоминания
Зарылись, как в подушки.
но раз в году заветная
Шкатулка открывается,
И тайна разноцветная
По свету разливается.
(Елена Даровских-Волкова)
Раньше елку наряжали только съедобными «украшениями» – яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, медовыми пряниками, фруктами и сладостями. И только начиная со второй половины восемнадцатого века появляются первые «несъедобные» елочные украшения. На этом этапе елочные игрушки еще были примитивными: в каждой семье их делали своими руками из бумаги, яичной скорлупы и еловых шишек, покрытых напылением.
- Дети тоже показывают, что они сделали (домашние поделки). Царь Пётр разглядывает и кряхтит от удовольствия.
Царь: – Вижу, что вы указ мой не токмо соблюли, но и лучше ещё сделали игрушки. Я доволен!
- Совместное украшение елочки, хоровод (фонограмма песни «Новогодние игрушки, свечи и хлопушки» (слова А. Дементьева, музыка А.Хоралова), песни. Фото на память. Дети садятся.
Ведущий: Вот так благополучно закончилась наша сказка. Звери нарядили ёлку, положили под её мохнатые ветки подарки друг для друга, расчистили место для хоровода. Ночью пришел Дед Мороз принёс подарки зверятам, присыпал ветки ели белым снежком, который ярко заискрился в лучах лунного света, как настоящая гирлянда. А звезды на небе сияли как праздничный салют. (Слайд «салют»)
*
ИТОГ- раздаём детям сладкие пряники, яблоки, мандарины.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Снеговик
На опушке леса появился снеговик. Его слепили дети. Вместо носа она вставили морковку, вместо глаз – угольки, вместо рук – старые мётлы. Снеговик получился такой красивый, что один мальчик подарил ему шарф. Стало темнеть и дети ушли домой. Снеговик остался стоять один на ветру. Тут из леса к нему прилетели …
Что же было дальше?
…две птицы. Это были снегири. Заметив Снеговика, он и решили подлететь к нему поближе и перелетели на его руки- мётлы. Снеговику стало их хорошо видно, и он любовался на них, разглядывая таких красивых красногрудых птиц.
- Какие вы красивые! Похожие на разноцветные ёлочные шарики! — воскликнул Снеговик.
- А вы кто? — спросил Снеговик.
-Мы – снегири, очень любим снежную морозную зиму. – ответил один из них.
- Ого, как здорово! А давайте дружить. – предложил Снеговик, и добавил: — Ведь сегодня наступает праздник – Новый год. Мои друзья ребятишки, которые слепили меня, разбежались по домам встречать Новый год. Мне так здесь одиноко и грустно одному.
- Конечно, давай дружить! – свистнули в один голос снегири. – Мы позовём ещё своих братьев и сестёр. Присядем на тебя, и ты тогда будешь похож на новогоднюю ёлку в красных шарах.
Снегири улетели, но быстро вернулись с огромной стаей таких же красивых пышногрудых птичек. Все радостно и весело уселись на Снеговика: кто на ветке, кто на голове, кто-то даже на нос-морковку. Снеговик и вправду стал похож на красивую новогоднюю ёлку.
- Как же здорово иметь друзей и радоваться вместе с ними! – подумал Снеговик, улыбаясь своим новым знакомым — снегирям.
Автор сказки — воспитанник МАДОУ ЦРР «Дс №15 «Мечта» Ваня Чижиков, 6 лет. Руководитель – учитель-логопед В.Г. Верещагина.
-
|