Задачи:
Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о круговороте воды в природе;
Формировать новые способы познавательной деятельности
(опыты, задачи «открытого типа»: -
Как сделать воду красной, зелёной? Есть ли у воды вкус?).
Продолжать знакомить детей с различными состояниями вещества (вода, пар),
со свойствами воды, с причинно – следственными связями.
Поощрять объединение разных способов изображения, (рисунок и аппликация).
Развивать речевое общение, формировать предпосылки грамотности, делового разговора.
Развивать воображение.
Содержание занятия:
Загадки о воде: 1. «Посреди поля лежит зеркало,
стекло голубое, рама зелёная», (озеро).
2. «Не конь, а бежит, не лес, а шумит», (река).
3. «В голубой рубашке бежит по дну овражка», (ручеёк).
4. «Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
наскочил на дальний лес, прохудился и исчез!», (туча).
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти загадки, что у них общего? – ответы детей.
Вопрос: А как вы считаете, какой формы вода? – ответы детей.
Воспитатель: Давайте проведём опыт с водой, и вы сами ответите на вопрос, какой формы вода!
Перед каждым ребёнком стоит лейка с водой и сосуд. ( Сосуды у всех разной формы).
Дети наливают воду в свой сосуд.
Вопрос: Никита, у тебя какой формы сосуд?
А у тебя, Алёна?
А вода, какой формы в твоём сосуде, Алёна?
А в твоём сосуде вода, какой формы, Саша? - ответы детей.
Вопрос: Так какой же формы вода?
Ответы детей.
Вывод воспитателя: Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится!
2. Вопрос воспитателя: Какого цвета вода? - ответы детей.
От чего зависит цвет воды? - ответы детей.
Проводим очередной опыт, добавляя в воду красители. (Гуашь).
Так от чего зависит цвет воды? - ответы детей.
Вывод: Правильно, вода приобретает цвет того вещества, которое в него добавлено!
3. Вопрос воспитателя: А вкус воды от чего зависит? - ответы детей.
Вывод: Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено!
4. Предлагаю загадку про облака:
1. Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
2. Что такое, что случилось?
Небо в кашу превратилось.
Каша так бела, легка,
Как барашки... (облака).
Вопрос воспитателя: Как вы думаете, что такое облако? - ответы детей.
Из чего оно состоит? - ответы детей.
Сейчас я вам покажу, как образуется облако.
Проводится эксперимент «Облако в банке», опыт надо проводить в темпе, тогда он получится эффектнее:
Наливаем в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).
Кладём на противень несколько кубиков льда и ставим его на банку
Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха.
А откуда же берётся дождь?
(Эксперимент необычный, облако получается и в самом деле, дети в восторге).
Вывод: Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Облака, встречаясь вместе, увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Интересно? - да! Тогда давайте сейчас закроем глаза и представим, что летим на облаке, я, например, лечу на облаке – цветочке!
А ты, Денис, на чем летишь? А ты, Катя?
А сейчас откройте глаза, возьмите карандаш и нарисуйте облако, на котором хотели бы полетать!
Дети рисуют простым карандашом облака, вырезают их и наклеивают на затонированный голубой ватман, (небо), внизу расположен наш детский сад, город, (сотворчество детей и воспитателя).
Рассматривание получившейся картины вместе с детьми, анализ занятия вместе с детьми.
Ваган Ирина Евгеньевна, город Норильск, район Кайеркан, воспитатель в МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка»
|